Интересные факты о тевтонском ордене

Великая схизма

А потом случилась и трагедия раскола 1054 года. И дальше в глазах Рима и само восточное христианство превратилось в некую ересь чуть ли не сродни язычеству, а что касается наших предков, то к ним, даже к христианам, и греки относились как к братьям, скорее даже не младшим, а «меньшим». Что уж говорить про латинян.

И в общем, Запад уже тогда решил, что его культурная и цивилизационная миссия по отношению к славянским народам – это захватить, подчинить, «окатоличить».

Действовал Рим в данном случае целым спектром самых разных методов. Из истории нам известны и многочисленные католические посланцы с предложением унии, и перманентное военное давление. При этом Русь волей-неволей жила в теснейшем соприкосновении с католической Европой, потому что были тут и географическая близость, и постоянное желание экспансии на запад уже с нашей стороны.

История создания ордена

Во время Третьего крестового похода в конце 12 века на территории Сирии возникло нескольких орденов. Их задачей был сбор денег на создание госпиталей для крестоносцев. Часто они существовали под общим название госпитальеры. Но вот несмотря на то, что это был общеевропейский, католический поход против «неверных», многие народы держались отдельно.

Так орден госпитальеров для тех, кто прибыл с Германии, называли просто «немецкий» или на латыни «teutonicus», что означало «германский». Со временем за его покровительство взялись первые лица государства, а сам орден из госпитального стал рыцарским «на службе у Священной Римской империи германской нации орденом Святой Марии».

С начала 13 века они получили несколько городов в Баварии. Главным их владением считался Нюрнберг. Тогдашний глава ордена Герман фон Зальц добился опеки самого Папы Римского. Но огромное количество военизированных людей на территории Германии стало угрожать самой власти императора. Чтобы зарабатывать, тевтонцы должны были воевать.

Герман фон Зальца — великий магистр Тевтонского ордена с 1209 года.

В 1211 году венгерский король Андраш II взял тевтонцев на службу для войны с половцами. Они основали несколько городов в пограничье, на территории Трансильвании. Из-за этого Трансильванию в европейских источниках часто называли «Семиградье». Более того, потомков тевтонцев, которые остались жить тут, называли «тевтонские саксы». Кстати, нынешний президент Румынии Клаус Йоханнис – потомок этой этнической группы.

В 1225 году венгерский король, опасаясь влияния тевтонцев, попросил их покинуть свою страну. Тогда рыцари попросились на службу к польскому князю Конраду Мазовецкому, для войны с язычниками из Прибалтики: пруссами. Князь выделил им две крепости: Кульм (ныне Хелмно) и Добрынь (ныне Добрин-на-Висле), а также возможность владеть захваченными территориями пруссов.

Тевтонский рыцарь / Catalin Lartist / lartist.artstation.com

Немцы в Палестине или как создали Тевтонский Орден?!

Тевтонский рыцарь в Палестине

Следует сказать сразу, что мы неверно именуем орден.Его официальное название переводится с латыни как «Орден Святой Марии тевтонцев в Иерусалиме», упрощенное название «Тевтонский орден» лишилось какой-либо христианской атрибутики, что противоречит его деятельности и целям.

Рыцари-тевтонцы в конной атаке

Тевтонский Орден имел сложную структуру

  • Братья — рыцари (воины).
  • Братья — священники (научная и религиозная деятельность).
  • Прочие братья (простые воины и монахи без рыцарского звания).
  • Полубратья (миряне, задействованные на различных хозяйственных работах).
  • Фамилиары (богатые миряне, которые подчинялись ордену и оказывали материальную поддержку, а также в случае своей смерти завещали все свое состояние ордену)

Тевтонцы показали отменную хватку и удаль и скоро стали столь же влиятельны, как тамплиеры или госпитальеры.Но все изменилось к 1230 году…

Истерзанным тевтонцам выпал шанс с почетом отбыть из несчастных земель Палестины и завоевать новый мир!

Рыцари Тевтонского ордена

Первые сведения о немецких крестоносцах в Святой Земле появляются в хрониках на рубеже 1127 — 1128 гг. Несколько рыцарей из Германии основали так называемый «госпиталь для приема бедных и больных немцев». Формально он подчинялся ордену госпитальеров. Археологи действительно нашли в 1967 году остатки церкви Святой Марии и примыкающего к ней госпиталя. После падения Иерусалима, в 1189 году, купцы из Любека и Бремена во время осады Акры основали полевой госпиталь. Когда крепость сарацинов пала, немецкий госпиталь переехал к воротам храма Святого Николая. Римский понтифик Целестин III 21 декабря 1196 года даровал автономию немецким крестоносцам, чем вызвал негодование у госпитальеров. Уже при папе Иннокентии III в 1199 году община немецких рыцарей-монахов утвердилась в статусе ордена. Их устав и основные функции сочетали в себе важные направления деятельности тамплиеров и иоаннитов.

Первые годы немногочисленной духовно-рыцарской братии были непростыми: вплоть до 1258 года госпитальеры требовали возвращения немецкого учреждения в состав ордена Святого Иоанна. После смерти императора Генриха VI перспективы рыцарей-монахов в Святой Земле оставались неясными. Но как только на имперском престоле оказался Фридрих II Гогенштауфен, Немецкий орден начал своё возвышение. Четвертый магистр ордена Герман фон Зальца, будучи искусным дипломатом и талантливым стратегом, смог связать интересы братства и волю правящей династии. Он являлся другом императора и часто выступал третейским судьёй в его спорах с папой Григорием IX. При этом двор Штауфенов пользовался поддержкой рыцарей Немецкого ордена.

Беспрецедентный случай в практике крестового движения на Восток: император Фридрих II в 1229 году договорился с султаном аль-Камилем и завладел Иерусалимом, не пролив при этом ни капли крови. Ордену вернули его первое пристанище, однако резиденция всё ещё располагалась в Акре. В 1230 году она переехала в крепость Монфор. Позиции тевтонцев в Святой Земле постепенно ослабевают, и немецкие воины-монахи постепенно возвращаются на европейские земли. Уже в 1207 году у ордена появляются свои церкви в Северном Гессене. В то же время рыцари получают владения в Тюрингии, в городе Марбург. В начале XIII столетия король Венгрии Андраш II пригласил рыцарей на свои земли дабы получить защиту от набегов половцев, но он быстро пожалел о содеянном: орден быстро окреп, стал требовать независимости и начал теснить венгерскую знать.

Как нельзя кстати в 1225 году польский князь Конрад Мазовецкий предложил тевтонцам стать протекторами северных границ его владений. Племена пруссов доставляли ему немало хлопот. Грамота князя 1230 года и папская булла развязали Немецкому ордену руки: отныне Кульмская земля и все в дальнейшем завоёванные территории объявлялись владением тевтонских рыцарей. Перейдя через Вислу, воинственные монахи начали жёстко вытеснять язычников с насиженных мест и довольно быстро строить свои опорные пункты, крепости и города. В 1236 году ливонские миссионеры потерпели поражение от литовцев под Шауляем и были вынуждены присоединиться к Немецкому ордену. Ливония стала филиалом тевтонцев.

Люди второго сорта

Кстати стоит отметить что и без подобных условностей рыцари ордена вели себя по отношению к покоряемым весьма жестоко. К примеру, уже значительно позже, в 1380 году к началу заката Ордена, тевтонцы захватили Гданьск и уничтожили там примерно 10 тысяч поляков-христиан.

На момент же правления Александра Невского русские прекрасно видели, как рыцари покоряют народы, и что народы эти превращаются в «людей второго сорта» на подконтрольных Ордену территориях. В общем, если уж совсем грубо и упрощённо, то до Гитлера оставалось семь веков, но все уже было понятно.

В рамках того восточного похода тевтонцам удалось взять Изборск, а потом и Псков, затем орден вторгся уже на Новгородские земли и отстроил там свою крепость в Копорье. И это была уже серьезная заявка на покорение русских земель.

Переезд в Европу и война с половцами

Магистр Тевтонского Ордена

Орден переезжает в Европу!Только представьте себе, насколько эти бесстрашные рубаки превосходили все европейские армии!Их рыцари закалены в боях, средств у Ордена достаточно, Папа благословляет любые деяния…В Венгрии, Чехии, Пруссии строятся многочисленные замки рыцарей, а местное население уговорами, а чаще мечом, принуждается к христианству и покорности.

Тевтонцы придумали новую тактику — ползучей экспансии: сначала строят один замок, через день пути от него — второй и так миля за милей.А земли вокруг замков, занимают немецкие колонисты,постепенно притесняя местных жителей. Конечно же, неизбежен бунт, но конфликты гасят рыцари, топя их в крови.

Герб Тевтонского Ордена

Одновременно, венгерский король Андраш приглашает их воевать с половцами, которые тревожат его земли. Венгрия и Румыния покрывается целой сетью замков, откуда рыцари малыми силами воюют с половцами, успешно оттесняя их на восток.Но вскоре, король требует дани и подчинения ему, на что получает отказ. После это он требует от рыцарей немедленно покинуть его земли!Тевтонцы уходят в Пруссию и лишь их малая часть остается в Румынии, положив начало трансильванским саксам.А вот половцы получили передышку и вскоре выбили венгров с тевтонских земель и снова вернули себе свои владения!

Ледовое побоище

Финал в виде Ледового побоища в общем, всем известен. По итогам был заключен Дептский мир, но противостояние продолжилось до разгрома войск ордена в битве при Раковоре в 1268 году русскими войсками. Потому что тевтонцы не оставляли попыток экспансии на восток, а на востоке прекрасно понимали, чем грозит покорение Ордену: если не геноцидом, то чем-то весьма похожим с принуждением отказаться от православия и переходом всей жизни на латинский лад, да еще и в статусе «людей второго сорта».

Впоследствии история России знала множество эпизодов самых разных взаимоотношений с католичеством, но общее недоверие к латинянам в народе сохранилось и перешло из религиозной плоскости в недоверие к европейцам в принципе. И отголоски этого отношения вполне очевидны и сегодня в рамках российских отношений с самыми разными западными партнерами.

XV век

В 1404 году Тевтонский орден купил у Бранденбурга Ноймарк.

Тевтонский орден в 1466 году

В 1410 году военные силы Тевтонского ордена были разгромлены в Грюнвальдской битве. Генрих фон Плауэн сумел спасти столицу Орденского государства во время осады Мариенбурга польско-литовскими войсками, и, став Великим магистром, в 1411 году подписал с польским королём Владиславом II Первый Торуньский мир.

В результате огромных потерь во время Великой войны, в Орденском государстве сильно увеличились налоги, что постепенно сделало жизнь населения невыносимой. В марте 1440 года представители мелкопоместного дворянства и ганзейских городов на территории Орденского государства организовали Прусскую конфедерацию, чтобы сбросить господство тевтонских рыцарей. В феврале 1454 года Прусская конфедерация обратилась к польскому королю Казимиру IV с просьбой о поддержке их революции и включению Пруссии в состав Польши. Король согласился и началась Тринадцатилетняя война. Завершивший войну Второй Торуньский мир 1466 года превратил западную часть Орденского государства в польскую провинцию Королевская Пруссия, а оставшаяся восточная часть государства стала польским вассалом.

Экранизация inside

Из-за визуальной ущербности основную работу по ублажению невидимого «органа восприятия прекрасного» приходится перекладывать на воображение. Сцены кровавых побоищ постоянно проматываются где-то в голове. Правое полушарие мозга отрабатывает схемы построений и заворачивает конницу на другой фланг, а левое отчаянно рисует отважнейшие картины, сдабривая их вылетающими из подсознания эпитетами. Вот падает замковая стена, с бранью и криками сквозь пролом устремляется чернь, потрясая вилами и отточенными косами, врывается на площадь и гибнет под плотным арбалетным огнем, защищая своими телами подходящих кнехтов. Они, закованные в броню, медленно окружают остатки ополчения кольцом, выставляют вперед острые пики и встречают несущуюся кавалерию. Первая волна легкой конницы бесславно гибнет, напоровшись на стальные польские иглы, кнехты размыкают кольцо, а на кавалерийскую толпу тем временем бросаются вооруженные топорами и секирами пешие рыцари, разбрасывающие по сторонам отступающих немцев.

Враг недоумевает, однако быстро выстраивает пехоту в линию. Но в тот самый момент, когда между отрядами остается не более десяти шагов, круг снова размыкается, и в толпу ополоумевших немцев влетают два тяжелых конных рыцаря. Словно два волнореза движутся сквозь живую реку тевтонского воинства, расчищая себе дорогу и перекидываясь кочанами вражьих голов.

Если на поле брани встречаются два рыцаря, начинается захватывающий поединок, смертельный и грациозный танец двух кованых самоваров. Тевтонцы особенно сильны в пиковой сече, тогда как поляки, вооруженные двуручными мечами, постоянно стараются навязать ближний бой. Немец норовит отъехать в сторону для разгона и мощного удара «вскачь», а поляк кружит на месте и маневрирует между сражающимися толпами, дабы незаметно подобраться к крестоносцу и оглушить внезапным ударом меча. Судорожно просчитывается ход, глаз силится определить по желтым клеточкам точную траекторию для удара, подсознание судорожно вылавливает количество оставшихся «очков хода», а мозжечок покрывается серой испариной. Рыцари кружат по невидимому рингу, подбадриваемые стрелами и слабыми тычками секир оказавшейся под копытом пехоты, срубая по пути сотни голов и пытаясь обмануть противника в этой хитрой позиционной схватке. Кто нанес первый удар — тот и пан. Страсти, эмоции! Редчайшее ощущение для игр вообще и походовых стратегий в частности. Дорогого стоит.

Фатальный Грюнвальд

Союз между Польшей и Литвой не входил в планы Тевтонского ордена. Более того, он представлял для рыцарей достаточно серьезную угрозу, которую нужно было как-то решать. Единственным вариантом устранения проблемы была война между образовавшейся унией и братьями, возникшая в 1409 году.

Однако, литовско-польское объединение знало о том, что на Жемойтской территории образовалось восстание, которое ему было только «на руку». Также оно стремилось забрать у ордена те земли, которые он завоевал за многие годы своего существования.

В 1410 году военные действия были окончены полным поражением Тевтонского ордена, которые в истории упоминается как «Грюнвальдские». Это самая кровопролитная и крупная война, которая на века вписана в историю средневековой Европы.

Около 25 000 тевтонов смело сражались за свои идеи, однако, пало намертво около 8000 рыцарей и около 14 000 оказалось в плену у врага. Но были захвачены не только «чистокровные» тевтонцы, но также все их оружие. Полноценным окончанием войны считается 1411 год. Эта дата стала решающей для ордена, который с тех пор утратил свое влияние и могущество.

История упадка Тевтонского ордена

В 1410 году в лесах на севере современной Польши, под Грюнвальдом, польско-литовские войска (в составе которых были также выходцы из современных украинско-белорусских земель) разбили армию крестоносцев. Это было сокрушительное поражение: около 14 тысяч рыцарей попали в плен, а магистр ордена Ульрих фон Юнгинген и вовсе погиб. Вскоре Польша отвоевала Гданьск и захватила Мариенбург, центр ордена. Столицу перенесли в Кенигсберг.

В 1466 году был подписан документ, согласно которому поляки устанавливали свой контроль над Тевтонским государством. Территория тевтонского ордена распалась на две части: западная – «Королевская Пруссия», стала провинцией Польши, восточная – Тевтонский орден, который сохранил свои органы власти, но считался вассалом Польши.

Тевтонский магистр XV века/ Catalin Lartist / lartist.artstation.com

В начале 16 века магистрами ордена были представители династии Гогенцоллернов, которые также правили в другом немецком государстве – Бранденбурге. В 1525 магистр ордена и вассал Польши, Альбрехт Гогенцоллерн принял лютеранство и объявил себя герцогом. Герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе. Вот она первая историческая ирония: один из главных католических орденов, который позволил крестить язычников-пруссов, в итоге встал на сторону Реформации.

В итоге к 16 веку на месте остатков Тевтонского ордена возникло Герцогство Пруссия, которое и дальше оставалось вассалом Польши, а с 1569 года Речи Посполитой. В 1618, а затем окончательно в 1701 Бранденбург и герцогство Пруссия объединились в Королевство Пруссия.

Во время разделов Польши они претендовали на земли «королевской Пруссии» с центром в Мальборк, бывшей столице тевтонцев. В 1772 и 1793 они захватили не только эти земли, но и Гданьск, и часть современного поморского воеводства Польши. И вот она вторая историческая ирония: бывший вассал Польши спустя несколько столетий вместе с Австрией и Россией принимает участие в ее разделах.

Тевтонский рыцарь / Catalin Lartist / lartist.artstation.com

Во второй половине 19 столетия началось объединение Германии. В 1871 году Прусскому королевству удалось объединить все немецкие территории. И вот она третья историческая ирония: центром объединения немцев стали пруссы, бывшие язычники и балтийские племена, ставшие христианами и принявшие немецкую культуру только благодаря тевтонцам.

На примере Тевтонского ордена видно, насколько непредсказуемым может быть ход истории. Католический орден, который должен был заниматься созданием госпиталей для крестоносцев, в результате начал воевать в центральной Европе, а позже и вовсе создал свое государство в Прибалтике. Это государство прошло этап секуляризации, а также частичной зависимости от Польши, но затем превратилось в Прусское королевство, ставшее у истоков Немецкой империи конца 19 столетия.

Кавалеры Рыцарского Креста

В годы Второй Мировой войны данной награды удостоены 7384 человек, из них 43 гражданина других государств.

Рыцарский крест Железного креста должен был стать высшей наградой третьего Рейха, но в суровых военных действиях героев становилось все больше, и со временем были введены разные степени, представлявшие собой фрагменты, крепившиеся выше самого креста. Так появились 5 степеней ордена Рыцарского креста, первой из которых был непосредственно сам Рыцарский крест Железного креста, и далее по старшинству: с дубовыми листьями; с дубовыми листьями и мечами; с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами; с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами.

Обязательным основанием для претендентов на данную награду, было награждение ранее Железным крестом первого класса. Кроме этого, необходимо было совершить героический поступок, или принять верное стратегическое решение в управлении войсками. Кроме этого награду можно было получить по совокупности достижений, например, пилоту люфтваффе необходимо было набрать 20 балов, однако в ходе войны данный критерий несколько раз пересматривался, в сторону увеличения.

Награда представляет собой крест, состоящий из стальной основы, и украшенный серебряными лицевой и наружной рамками. В центре награды помещена свастика, на нижнем луче креста, год основания награды в третьем Рейхе «1939», на оборотной стороне год первого основания «1813». Награда носится на шейной ленте красного цвета, с белой и черной полосой по краям.

Гербы и флаги

У каждого комтурства имелся свой герб и флаг. Сохранилось 5 ливонских знамен, взятых в грюнвальдской битве, в том числе знамя Магистра (ландмейстера) ордена. При взгляде на эти ливонские знамена сразу видно отсутствие у ливонцев самостоятельной символики, отличающейся от остальной тевтонской на тот период (начиная с Девы Марии и кончая щитками с черными крестами на знаменах.) Сохранилось также печать Германа фон Балка, датируемая концом 30 годов 13 века.Облачение магистра Ливонского ордена на 1237-38 год — Германа фон Балка, бывшего Тевтонским ландмейстером Ливонии (до того — Ландмейстер Пруссии), выглядело следующим образом: белые одежды, типа рясы, черные чулки (возможны белые), белый плащ с черным прямым крестом на левом плече. В бою поверх доспеха надевалась белая длинная котта с черным прямым крестом на груди с белой сердцевиной.

Литература по данному вопросу

Jana Dlugosza, Roczniki czyli kroniki slawnego Krolestwa Polskiego (Joannis Dligossii Annales seu cronicae incliti Regni Poloniae), Warszawa, 1969.Simon Grunau»s Preussische Chronik, hrsg.v. M.Perlbach, Bd.I, Leipzig, 1876, Jan Powierski, Prusowie, Mazowsze i sprowadzenie Krzyzakow do Polski, t.I, Malbrok, 1996.Edward Potkowski, Grunwald 1410, Krakow, 1994.Edward Potkowski, Zakony rycerskie, Warszawa, 1995.Mindaugas Bartninkas, Lietuvos Vytis, Vilnius, 1995.Henryk Raszkiewicz, Poczatki Rusi, 1996.Восточная Пруссия, С древнейших времен до конца второй мировой войны, Калининград, 1996.Pawel Dubzinski, Alfabet heraldyczny, Warszawa, 1997.Lucia Okulicz-Kozaryn, Dzieje Prusow, Wroclaw, 1997.Norman Davies, Europa, Krakow, 1998.Hartmut Boookmann, Zakon krzyzacki, Dwanascie rozdzialow jego historii, Warszawa, 1998.Pawel Pizunski, Krzyzacy od A do Z, Leksykon, Skarszewy, 1999.Andrzej Klein, Nicholas Sekunda, Kondrad A.Czernielewski, Banderia apud Grunwald, Lodz, 2000.А. Н. Кирпичников, «Древнерусское оружие. Выпуск 3. Комплекс боевых средств IX-XIII вв.», изд. «Наука», Ленинградское отделение, Ленинград — 1971 г.А. Н. Кирпичников, «Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв.», изд. «Наука», Л. 1973.А. Н. Кирпичников, «Древнерусское оружие. Выпуск 1. Мечи и сабли IX-XIII вв.», изд. «Наука», Ленинградское отделение, Ленинград, 1966.»Археалогiя, нумiзматiка Беларусиi». Беларусская энцiклапедия, Мiнск, изд. iмя Петруся Броукi, 1993 г.А. Ф. Медведев, «Оружие Новгорода Великого», — материалы и исследования по археологии СССР, № 65, — Труды Новгородской археологической экспедиции, Т-II, изд. Академии наук СССР, М., 1959.А. Н. Кирпичников, выпуск 2. «Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени. IX-XIII вв.», изд. «Наука», М.-Л., 1966.

Главная » Интересное » Тевтонский герб. Тевтонский крест: значение символа. Значение символики в жизни духовно-рыцарских орденов

Структура ордена[править | править код]

Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae
Официальное название на латинском языке (так как эта организация была создана как католическая религиозная, а латинский является официальным языком католической церкви).

Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem
Второе официальное название на латинском языке

  • На русском — Тевтонский Орден
  • На немецком полное название — Brüder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem
  • вариант сокращенного названия на немецком — Der Deutsche Orden

Высшие руководители в Ордене в различных обстоятельствах и в различные времена носили следующие наименования (титулы):

  • Meister. На русский язык переводится как «мастер», «руководитель», «глава». В русской исторической литературе обычно употребляется термин «магистр».
  • Großmeister. На русский язык переводится как «великий мастер», «большой мастер», «высший руководитель», «верховный вождь». В русской исторической литературе обычно употребляется само немецкое слово в русской транскрипции «Гроссмейстер» или же «Великий магистр».
  • Administrator des Hochmeisteramtes in Preußen, Meister teutschen Ordens in teutschen und walschen Landen. Этот длинный титул можно перевести как «Администратор Главномагистрата в Пруссии, магистр тевтонского Ордена в тевтонских и подконтрольных Землях (Областях)».
  • Hoch- und Deutschmeister. Можно перевести как «Верховный магистр и магистр Германии»
  • Hochmeister. Можно перевести на русский как «Великий магистр», но чаще употребляется в транскрипции как «Хохмейстер»

Другие старшие руководители в Ордене:

  • Kommandeur. В русском языке используется термин «командор», хотя суть этого слова значит «командующий», «командир».
  • Capitularies. На русский язык не переводится, транскрипируется как «капитульер». Суть титула — руководитель капитула (собрания, совещания, комиссии).
  • Rathsgebietiger. Можно перевести как «член Совета».
  • Deutschherrenmeister. На русский не переводится. Означает примерно «Главный магистр Германии».
  • Balleimeister. На русский можно перевести как «магистр имения (владения)». В практике перевода используется калька «бальи».

Тевтонская мифология

Тевтонская мифология представляет собой совокупность мифов – историй, которые охватывают идеи о природных, сверхъестественных, социальных явлений. Они основаны на религии древних германцев: немцев, англосаксов, скандинавов, готов и других народов, проживающих на севере Европы. Но все эти культуры перешли в христианство примерно в 1000 году. Сохранились письменные источники тевтонской мифологии, относящиеся к V веку. Но устное литературное творчество скорее всего присутствовало у тевтонцев задолго до обращения в христианство.

Можно даже сказать, что вся скандинавская мифология принадлежит тевтонцам. Все имена богов, переходя от народа к народу только слегка изменяют написание. Это всего лишь лингвистические отклонения, а культурных и временных несоответствий почти нет. Во всех историях говорится о богах, великанах, гномах, эльфах, Древе Мира. Христианские богословы с течением времени стали классифицировать тевтонские мифы, как языческие, наравне с древнегреческими, римскими и других культур. Видение мира тевтонами до сих пор мало изучено, по сравнению с римским и греческим.

Вселенную тевтонцы представляли в виде дерева Иггдрасиль, на котором было три или четыре уровня. Эти уровни были представлены тремя параллельными круглыми плоскостями, с разными способами пересечения. Все мифические тевтонские существа живут в своих царствах, таких как Мидгард или Асгард. Влияние тевтонской мифологии очень тонкое и в то же время обширное.

Оммаж

XIII — XIV века в военном отношении были для ордена достаточно удачными. Грабить новгородцев и псковичей удавалось далеко не всегда, а литовским язычникам тевтонцы не давали покоя. Противоречия с Польским королевством нарастали. Магистр ордена Винрих фон Книпрод во второй половине XIV века умело использовал внутренние смуты в Литовском княжестве для продвижения на Восток. Он договорился с князем Ягайло, дела ордена на литовском направлении пошли в гору. Однако после смерти магистра, в 1385 году состоялась Кревская уния: Ягайло взял в жёны юную королеву Польши Ядвигу и стал полноправным польским монархом под именем Владислав II. Великое княжество Литовское постепенно переходило в орбиту католической церкви. Естественно, Немецкий орден не был рад подобному: повода для набегов на литовские земли формально уже не было. В 1406 году тевтонцы покорили Жемайтию.

Но спокойствие в регионе было недолгим: в 1409 году начались восстания на вновь обретённых территориях. Магистр Ульрих фон Юнгинген объявил о поддержке мятежников князя Витовта. 1410 год стал переломным: началась «Великая война». Объединённое польско-литовское войско встретилось с немецкими рыцарями 15 июля 1410 года под Танненбергом (Грюнвальдом). Великая битва закончилась поражением для тевтонцев. После ряда конфликтов между Немецким орденом и Польско-литовским государством в XV веке, силы борцов за истинную веру иссякли: фактически тевтонцы стали вассалами короля Польши из династии Ягеллонов.

В начале XVI века новым магистром стал Альбрехт Бранденбургский из династии Гогенцоллернов. Он отказался присягать на верность польскому королю и открыто вступил с ним в противоборство. Реформация в Германии придала ситуации любопытный оборот: в 1523 году Альбрехт поддержал Лютераи секуляризацию. Немецкий орден в Восточной Пруссии перестал существовать. Князь из династии Гогенцоллернов стал первым прусским герцогом и принял сюзеренитет польского короля Сигизмунда I. Ливонское ландмайстерство Немецкого ордена просуществовало до вторжения войск Ивана IV Грозного. В 1559 году ландмайстер Готтхард Кеттлер по примеру Альбрехта Бранденбургского принял лютеранское вероучение и заключил договор с Великим князем Литовским о протекции бывших орденских владений в Ливонии.

Стремительное развитие Тевтонского ордена

С того времени ряды ордена начали пополняться, и его войско стремительно выросло. Это стало еще одной причиной того, что одной из основных функций объединения стало обеспечение защиты, которое оно уже могло предоставить в полной мере. Однако нельзя сказать, что тевтонцы были воинами, они скорее были теми, кто борется с несправедливостью и просто защищает свои владения. С тех пор вступление в сообщество становилось достаточно престижным, в особенности это касается круга феодалов Европы.

Несмотря на то, что основное здание ордена функционировало на территории Акры и представляло собой некую резиденцию, его владения стремительно расширялись по всей европейской территории благодаря тому, что феодалы и монахи, желающие вступить в сообщество, в качестве уважения дарили земли. Это были своеобразные пожертвования с их стороны.

По правилам в Тевтонский орден имели право вступать исключительно немецкие рыцари, однако эти каноны не всегда придерживались. В скором времени силы сообщества возросли до таких высот, что были наравне с орденами госпитальеров и тамплиеров, созданными ранее.

Тевтонские уставы поделили членов на две основные священников и рыцарей. Они же в свою очередь в обязательном порядке принимали три основные монашеские присяги: безбрачия, бедности и повиновения. К тому же они были обязаны вести борьбу с вероотступниками и оказывать помощь больным. Также у рыцарей и священников были разные функции. Если первым перед вступлением в орден нужно было доказать свое благородное происхождение, то вторым нужно было просто вести религиозные службы, а также причащать больных в госпиталях и рыцарей, прежде чем те отправятся на поле сражения. К тому же, они нередко отправлялись на войны и выполняли обязанности медиков.

Рыцари проживали совместно, для сна у них были созданы простые спальни с ложами, питались в общей столовой. Что касается денег, то у них было ограниченные финансы. На протяжении дня рыцари тренировались со специальным снаряжением, работали, а также ухаживали за своими лошадьми и собственным оружием.

Это интересно: 272,Италия в раннее средневековье — разбираем развернуто

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector