9 практик стоицизма, которые помогут преодолеть безумие современности

Учение стоиков о добре и зле

Или Учение о благе, добре и зле, добродетелях, безразличном и надлежащем.

Что конкретно стоицизм понимает под добродетелью? Блага – это добродетели: разумение, справедливость, мужество, здравомыслие и прочее. Зло – это противоположное: неразумие, несправедливость и прочее. Ни то, ни другое – это все, что не приносит ни пользы, ни вреда, например, жизнь, здоровье, наслаждение, красота, сила, богатство, слава, знатность, равно как и их противоположности. Однако внутри сферы безразличного – адиафоры (греч. неразличимое) выявляются определенные различия: одни являются «предпочтительными», потому что полезны человеку, другие «избегаемы», потому что вредны, третьи безразличны. Предпочтительные вещи относятся к разряду относительных благ. Действия, направленные на достижение этих относительных благ, называются надлежащими.

Социальная философия

Отличительная черта стоицизма — его космополитизм ; согласно стоикам, все люди являются проявлениями единого вселенского духа, должны жить в братской любви и с готовностью помогать друг другу. В Беседах , Эпиктет комментарии на отношения человека с миром: «Каждый человек, прежде всего , гражданином своей собственной содружестве, но он также является членом большого города богов и людей, чего город политический является лишь копией. » Это мнение перекликается с настроением Диогена Синопского , который сказал: «Я не афинянин или коринфянин , но гражданин мира».

Они считали, что внешние различия, такие как положение и богатство, не имеют значения в социальных отношениях. Вместо этого они выступали за братство человечества и естественное равенство всех людей. Стоицизм стал самой влиятельной школой греко-римского мира и произвел на свет ряд замечательных писателей и личностей, таких как Катон Младший и Эпиктет.

В частности, они были известны своим призывом к снисхождению к рабам . Сенека призывал: «Пожалуйста, помните, что тот, кого вы называете своим рабом, произошел из того же племени, ему улыбнулись те же небеса и наравне с вами дышит, живет и умирает».

Принцип 1. Нельзя изменить то, что вне вашего контроля, но можно изменить то, как вы к этому относитесь

Основная мысль, которая пронизывает всю философию стоицизма — практика осознанности. Если из всей этой статьи, вы запомните только один момент о стоицизме, то пусть будет этот — признайте, что большинство событий в жизни вы не можете контролировать. Если вы расстраиваетесь из-за событий, которые находятся вне вашего контроля, вы тратите энергию впустую и приглашаете негативные эмоции.

В этом моменте стоицизм перекликаются с буддийской историей. Герой в этой истории — Мара, враг Будды. Он услышал о силе Будды и решил уничтожить его. Мара приказал солдатам бросать в Будду горящие камни, но когда они приблизились к нему, то превратились в цветы и упали. Тогда Мара приказал армии стрелять в Будду стрелами, но снова стрелы превратились в цветы, как только приблизились к Будде. Мара ничего не мог сделать, чтобы навредить Будде, потому что Будда овладел способностью скрывать свое счастье от внешних событий.

Из этой истории легко провести параллель между камнями и стрелами с негативным мыслям и событиям в жизни. Большинство событий невозможно изменить, но можно изменить свое отношение к ним. Благодаря этому осознанию наш ум может стать непроницаемым.

Суть и цели стоицизма

Разбирая особенности философского направления, необходимо понять, в чем заключается ее суть. Согласно имеющимся сведениям, представители учения придерживаются взглядов, что мир является непредсказуемым. В рамках учения человеческая жизнь – миг, который необходимо провести с пользой. Философский взгляд призывает людей проявлять стойкость и силу, уметь контролировать себя, свои чувства, эмоции, порывы и желания. Согласно ему, источник неудовлетворенности, которую испытывает человек, кроется в импульсивной зависимости от спонтанных эмоций и чувств. Если же полагаться в жизни в большей степени на логику, то многих проблем и неприятных явлений удастся избежать. Учение отличается от многих философский течений тем, что его главная суть – действие, а не простые разговоры и размышления. Стоицизм призван помочь человеку преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать на положительные составляющие его жизни.

Цель учения – освобождение от любых мучений и страданий, поскольку они разрушают человека. Необходимо стремиться к разуму и логическим заключениям, чтобы понять всю суть происходящего. Суждения должны выстраиваться по принципу объективности. Не допускается любая эмоциональная окраска.

Стоики считают, что когда человек станет  спокойным, только тогда он сможет в полной мере познать, что же собой представляет причина, ставшая основой для возникновения всех вещей. Философы рассматривают негатив или зло, как результат невежества. Если человек не может или не хочет осознать, что его разум является универсальным, то над ним верх возьмут злые эмоции. Если возникает желание (или необходимость)разрешить проблему, связанную со злым и негативным составляющим в жизни, то достижение желаемого происходит за счет изучения собственных суждений, поступков и поведения. Это позволяет определить, где личность могла отклониться от универсальности и стать подвластной негативному составляющему. По мнению философов – жить в согласии с природой нужно всецело. Это означает, что сущность природы, разума и человека едина.

Принципы учения

Стоитическая философия отводит особое место душе – центру и носителю познания. В отличие от современного понимания, она воспринималась материальной частью мира. В некоторых случаях, душу обозначают пневмой – соединением воздуха с огнем. Разум – центральная часть души, в нем заложена способность к логическим размышлениям и всему, что определяет работу психики. Разум – связующее звено человека с миром. Каждый человек связан с мировым Разумом и является его частью.

Абстрактное мышление стоиков стало основой для формирования формальной логики. Смысл логики в ее способности выражать деятельность разума как сознательного разума.

Как и киники, стоики проповедовали в качестве главной идеи освобождение человека от влияния внешней среды, но выбрали для себя другую стратегию поведения. Они выбрали путь духовного развития, принятие и интерес к прогрессу в мировой культуре, и мудрость.

Учение стоиков базируется на трех науках:

  • Физике;
  • Этике;
  • Логике.

Рассмотрим подробнее каждую науку в отдельности.

Физика

Физика у стоиков подразумевала глубокое и широкое понятие, по сравнению с современной наукой. Физика – видение мира в. Совершенное божественное единство. Живое, непрерывное, способное созидать. Все процессы контролируются и управляются согласно законам Разума. Физика разделяется еще на несколько видов, в зависимости от сфер человеческой жизни. Они охватывают понятия:

  • человеческого тела;
  • богов;
  • пределов;
  • пространства;
  • пустоты;
  • начала.

Признак существования согласно стоицизму – способность действовать, или бездействовать. Ей обладают только тела.

Вселенная – живое органическое целое, все части которой логично согласованы между собой. Материя недвижима, не обладает никакими физическими свойствами. Божество – физическая субстанция, из которой появляется тело Вселенной. Логос – единый божественный разум, контролирующий все процессы. Стоики воспринимали мир цельным. Все в природе движется и изменяется. Целостность мира в согласованности. Хризипп говорил, что мир – сфера, расположенная в пустоте, у которой нет тела.

Логика

Логика в стоицизме – это познание внутреннего и внешнего диалога. Верные теоретические выводы. Каждое следующее утверждение опровергает предыдущее.

Риторика и диалектика главные учения стоиков. Также было учение о понятиях и умозаключениях, и учение о знаках. Стоики развили теорию логического вывода. Источники познания представители стоистической школы видели в восприятии и ощущениях. Через них формировались представления. Стоики выделили четыре категории:

  1. Субстанции – сущность из которой все формируется.
  2. Качества. Из субстанции появляются вещи, наделенные качествами. Качество относится к постоянным свойствам вещей
  3. Состояния – переменные свойства вещей
  4. Отношения – все вещи взаимосвязаны друг с другом.

Этика

В чем выражается этика стоицизма? Этические рассуждения стоиков основаны на чувстве долга. Совершенство достигается в жизни по законам природы и покорности судьбе.

Человек может сделать мир совершенным внутри собственной личности, через гордость и стремление жить по законам морали. Особенное место стоики выделили познанию страстей и их подчинению. Через познание и следование долгу достигается внутренняя свобода. Основные черты стоицизма, как философского течения:

  1. Жизнь в единстве с законами природы и Логосом (мировым космическим разумом).
  2. Высшее благо жизни – добродетель, порок – единственное зло.
  3. Добродетель – постоянное внутреннее состояние человека, его моральный ориентир.
  4. Добродетель – познание о добре и зле.
  5. Государственные законы принимаются, когда служат добродетели.
  6. Игнорирование законов, призванных служить злу.
  7. Самоубийство – не грех и его можно оправдать, если это протест против жестокости, зла, несправедливости и не было другого пути совершить добро.
  8. Стремление к прекрасному в мыслях и поступках.
  9. Интерес к развитию мировой культуры, искусства, стремление к богатству, процветанию.
  10. Стремление к счастью – высшая цель, смысл человеческой жизни.

Стоики придерживались двух основных принципов:

  1. Материального, как основы.
  2. Божественного (Логос). Он проникает сквозь материю, создавая материальные вещи.

Эти два принципа относятся к дуализму. Но Аристотель рассматривал цитату – «первая сущность» в единстве формы и материи, возвышая форму, поскольку она – активное начало материи. Стоики признавали материю первичной, несмотря на то, что она – пассивна.

Главные представители школы стоиков

Двумя главными школами эллинистической философии были стоицизм и эпикурейство. Философская система стоиков возникла в конце IV в. до н. э. и просуществовала почти тысячу лет, до VI в. н. э. Основателем школы стоиков был Зенон из Китиона, полугреческой, полуфиникийской колонии на Кипре. Время его жизни – ок. 333 – 262 гг. до н. э. Сын купца и сам купец, Зенон разорился вследствие кораблекрушения и поселился в Афинах. Учился сначала у киника Кратеса, затем у Стильпона и Ксенократа. Около 300 г. до н. э. Зенон основал школу, находившуюся в Расписной стое – портике, украшенном фресками Полигнота. От названия группы поэтов, прежде него облюбовавших это место и прозванных «стоиками», Зенон и его ученики унаследовали своё философское имя.

Зенон Китийский, основатель школы стоиков

По разным данным, Зенон Стоик прожил от 72 до 98 лет. Рассказывают, что умер онтак: уходя с занятий, «он споткнулся и сломал себе палец; тут же постучав рукой оземь, он сказал строчку из «Ниобы» (несохранившегося стихотворения поэта Тимофея):

Иду, иду я: зачем зовешь?

– и умер на месте, задержав дыхание» (Диоген Лаэрций. VII, 28). По другим данным, он умер, воздерживаясь от пищи.

Диоген Лаэрций приписывает Зенону Стоику книги: «Государство», написанную в духе кинической философии, а также «О жизни согласно природе», «О порыве или человеческой природе», «О страстях», «Об обязанностях», «О законе», «Об эллинском воспитании», «О зрении», «О целом», «О знаках» и др. От них сохранились лишь отдельные фрагменты (см.: Фрагменты древних стоиков I, с. 71 – 72).

Преемник Зенона – стоик Клеанф (ок. 330 – 232 г.) – бывший кулачный боец, малооригинальный философ, довольно строго придерживавшийся мнений учителя. Он пришел в Афины, имея только 4 драхмы, сблизился с Зеноном и стал его учеником, зарабатывая на жизнь тяжким трудом поденщика. «По ночам он таскал воду для поливки садов, а днем упражнялся в рассуждениях; за это его прозвали Водоносом… Говорят, что однажды Антигон (Антигон II Гонат, царь Македонии в 283 – 240 гг. до н. э. и ученик Зенона), оказавшись его слушателем, задал ему вопрос, зачем он носил воду, а тот ответил: «Разве я только воду ношу? Разве я не копаю землю? разве не поливаю сад? разве не готов на что угодно ради философии?»» (Диоген Лаэрций. VII, 168, 169). Клеанф оставил философские книги: «О времени», «О физике Зенона», «Толкования к Гераклиту», «О чувстве», «О надлежащем», «О науке», «О том, что добродетель одна для мужчин и для женщин», «Об удовольствии», «О свойствах», «О неразрешимых вопросах», «О диалектике» и др. (см.: Фрагменты древних стоиков I, с, 137 – 139, где указаны 57 трудов Клеанфа). Умер этот философ в преклонном возрасте, воздерживаясь от пищи.

Третьим крупнейшим философом Древней Стои и преемником Клеанфа был Хрисипп из Сол в Киликии (ок. 281/277 – 208/205 гг.). По преданию, он был сначала атлетом (бегуном). Написал 705 книг, из которых свыше 300 по логике. «Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они занимались бы ею по Хрисиппу» (Диоген Лаэрций. VII, 180), а место его в стоической школе описывалось так: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои». До нас дошли фрагменты 66 его книг (см.: Фрагменты древних стоиков III, с. 194 – 205). Умер Хрисипп, в отличие от предшественников, естественной смертью. Выпив неразбавленного вина, он почувствовал себя дурно и на пятый день умер. «Впрочем, иные говорят, будто умер он в припадке хохота: увидев, что осел сожрал его смоквы, он крикнул старухе, что теперь надо дать ослу чистого вина промыть глотку, закатился смехом и испустил дух» (Диоген Лаэрций. VII, 185).

Стоик Хрисипп. Бюст ок. 200 г. до Р. Х.

К философам Древней Стои принадлежали также ученики Зенона – Аристон из Хиоса, Герилл, Персей и др.; ученик Зенона и Клеанфа – Сфер из Боспора. Из последователей Хрисиппа назовем Диогена из Селевкии в Вавилонии и Антипатра из Тарса. Они известны как первые учителя стоицизма в Риме.

Основополагающие элементы стоицизма

Для лучшего понимания сути необходимо знать, на чем основывается философское учение под названием стоицизм. Нужно помнить, что в древности люди излагали свои мысли немного не так, как это принято делать в современном обществе. Суждения были ярко окрашены с точки зрения эмоциональной составляющей. Именно поэтому основополагающие элементы учения этой философской школы следует изучить более внимательно, прежде чем станет понятен общий смысл учения. Теория стоицизма, которая была создана в виде мысли и стала частью философии с подачи Зенона, разделялась на 3 составляющие и дополняющие друг друга части:

  1. Логика.
  2. Этика.
  3. Физика.

Каждый элемент достоин особого рассмотрения, так как в нем закладывается частичка мировоззрения, встраивающегося в общую концепцию взглядов и размышлений.

Логика у тех, кто придерживается стоицизма, представляет собой исключительно теоретическое учение. Оно построено на предположениях, но каждое из них должно быть правильным. Особенностью является тот факт, что каждое предположение противоречит правильности предыдущего суждения, что дает человеку возможность самостоятельно прийти к верной для него мысли. Это составляющее учения позволяет изменить материальное состояние души. В результате можно выстроить некий внутренний и внешний диалог, в ходе которого человек найдет для себя верный путь и найдет ответ на поставленный перед собой вопрос. На этом этапе представления формируются, исходя из 4 составляющих:

  • Субстанции, как некой составляющей, из которой все формируется.
  • Качества, как неотъемлемой части любой вещи.
  • Состояния, как переменной, свойственной вещам.
  • Отношения, элемента, который указывает, что все вещи связаны друг с другом.

Основным здесь является логический вывод, который позволяет найти правильный ответ на поставленный вопрос.

Этика в стоицизме представляет собой не просто набор привычных всем убеждений и утверждений. Рассуждения приверженцев этого философского течения основываются на чувстве долга. Образ жизни выстраивается так, чтобы в нем постоянно присутствовали практика и обучение, связанные с логическими вопросами и умозаключениями. В основе лежит заключение, что любое внешнее событие или явление носит нейтральный оттенок, не являясь по своей сути ни добром, ни злом. Этика в этом случае учит людей хладнокровию, которое должно возникать перед лицом жизненных взлетов и падений.

Физика с точки зрения стоицизма – это углубление в научные сведения, позволяющее увидеть истинную сущность мироздания. Здесь научный подход объединяется с божественным началом. Живое состояние, непрерывное течение, способное созидать нечто – все это находит место в стоицизме. Приверженцы этого учения предполагают, что все процессы, происходящие в мире, контролируются и управляются, руководствуясь законам высшего Разума. В этом случае физика подразделяется на несколько групп, связанных с направлениями человеческой деятельности. Включает в себя такие направления, как изучение богов и божественного начала, пределов и пространства, пустоты и начала.

Если рассматривать существование через призму учения, то основным его признаком станет способность действовать или бездействовать. Это указывает, что у души есть физическая оболочка – тело и, следовательно, человек является живым.

Вселенная рассматривается, как живое существо, органическое целое, взаимодействующее и развивающееся, так как все части его согласованы между собой. Предполагается, что материя находится в неподвижном состоянии, но подразделяется на физическую субстанцию, способную к видоизменению и совершенствованию и божественный разум, которому отводится роль контролера над всем происходящим. Приверженцы стоицизма воспринимают мир цельным, но не отрицают, что все в природе способно двигаться и изменяться.

Принцип 3. Представляйте мир, в котором нет ничего, что вы цените

Мы уже разобрались, что желания приносят недовольство. Но как же тогда найти счастье?

Благодарность — это ключ. Аврелий говорит, что мы должны быть благодарными за то, что имеем. Мы живем в невероятное время, где большинство людей живет в достатке и имеет доступ к технологиям. Наши предки несколько поколений назад могли только мечтать о таком мире. Но вместо благодарности, мы принимаем все как должное и жаждем еще больше.

Стоики предлагают представить, что вы теряете все, что имеете. Все, что цените. Все люди, которыми дорожите — исчезнут. Такое размышление может звучать депрессивно, но на самом деле ведет к цели — научить вас ценить то, что имеете.

Быть стоиком значит находить счастье в том, что уже есть. Стоик не расстраивается, если теряет то, что имеет. Он скорее благодарен, что у него было то, чем он дорожил. Предметы и люди приходят и уходят. Но радость и наслаждение остаются.

Римские стоики

Стоицизм стал мировоззрением многих образованных римлян уже в первом веке до нашей эры. Марк Туллий, Цицерон и Марк Юний Брут, который вместе с Гаем Кассием Лонгином организовал убийство Цезаря, также искали поддержку в стоицизме. В первом веке до нашей эры стоическое мировоззрение разделяли Варрон, Коллумелла, Вергилий и многие другие римские граждане. Из нее они черпали силы для жизни, полной непредсказуемых опасностей.

Наиболее важными теоретиками римского стоицизма в первом и втором веках нашей эры были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

Это разные люди. Они никогда не встречались друг с другом. Сенека умер, когда Эпиктету было пятнадцать, Эпиктет умер, когда Марку Аврелию было семнадцать. Но каждый последующий знал труды предыдущего или предыдущих. Их социальное положение также было принципиально разным. Сенека был важным сановником и богатым человеком, Эпиктет — сначала рабом, а затем обедневшим вольноотпущенником. Марк Аврелий — римский император.

Сенека.

Луций Анней Сенека родился в римской провинции Бетина на юге Испании в городе Кордова в самом конце первого века до нашей эры и прожил около семидесяти лет.

Отец Сенеки — тоже Луций Анней Сенека (старший) — принадлежал к знатному и богатому сословию всадников и был известным ритором — учителем риторики, красноречия. Философию, однако, он ненавидел.

Учителями Сенеки были Сотион Александрийский, Деметрий Киник, стоик Аттал, эклектик Фабиан Попирий.

Сенека не был образцом добродетели. Он был сыном своего времени, своей среды, которая была безнравственной. Сенека является примером расхождения мировоззрения и образа жизни. Сенека не жил по своим принципам. Он проповедовал бедность, в то время как сам стремился к чрезмерному обогащению с помощью крючка или мошенничества. Сенека знал об этом несоответствии между словом и делом, писал о нем и цинично оправдывал его. В своем трактате «О счастливой жизни» он сказал: «Вы говорите, что моя жизнь не согласуется с моими учениями». В этом во все времена обвиняли и Платона, и Эпикура, и Зенона. Все философы говорят не о том, как они сами живут, а о том, как надо жить. Я говорю о добродетели, а не о себе, и борюсь с пороками, даже со своими собственными; если я могу, я буду жить так, как должен. Ибо если бы я жил совершенно по моему учению, то кто был бы счастливее меня, а теперь нет причины презирать меня за добрую речь и за сердце, полное чистых помыслов?» и ниже: «Обо мне говорят: «Почему тот, кто любит философию, остается богатым; почему он учит, что богатство надо презирать, а сам накапливает его?»». Презирает жизнь — и живет, презирает болезни, а между тем очень беспокоится о своем здоровье? Он называет свое изгнание мелочью, но если он добьется успеха, то состарится и умрет в своей стране? А Я говорю: презирать все, не оставлять совсем, но не заботиться о нем; он собирает его не в душу свою, но в дом свой». В своем «Письме к Луцилию» Сенека утверждает, что кратчайший путь к богатству — это презрение к богатству.

Сенека — автор многих трудов. Учитывая это, у Сенеки та же история, что и у Цицерона: он писал в основном, когда не занимался делами, поэтому большинство своих трудов он написал в последние три года своей жизни.

Несмотря на свой девиз «Наши слова должны приносить не удовольствие, а пользу», Сенека часто стремится к красноречию в ущерб глубине содержания своих речей.

Сенека весьма сведущ в истории философии. Он говорит о Пифагоре, Гераклите, Пармениде, Зеноне, Демокрите, Сократе, Платоне, Спевсиппе, стоике Зеноне, Клеанфе, Хрисиппе, Цицероне — и это только в письмах к Луцилию. Его отношение к учениям древнегреческих и римских философов, однако, избирательно: его интересуют практические и моральные взгляды, меньше — идеи о душе и еще меньше — идеи о мире.

Сенека считает пример личной жизни философа более важным, чем его учение. Он говорит, что «и Платон, и Аристотель, и целый сонм мудрецов, которые позже пошли своими путями, получили больше понимания от нравов Сократа, чем от его слов», что Клеанф стал подобен Зенону из Китиона не потому, что слушал его лекции, а потому, что жил с ним. Сенека почитает Катона Старшего, Сократа и Платона, Зенона и Клеанта именно как мудрецов, как создателей мудрости, которая учит правильно жить, чье общество, хотя и отсутствует, освобождает от пороков.

Послесловие

Философия стоицизма – это целая веха в мировой истории и теологии, которая дала живительный импульс многим теориям и учениям, которые зародились позже, в эпоху Средневековья. Древние стоики были убеждены, что мир материален, и все его составляющие всегда имеют некое собственное предназначение: будь то мелкая букашка или могущественный император. Вот почему неразумно и даже небезопасно сопротивляться естественному течению жизни: у всего есть свои мотивы и причины, которые простому смертному порой не постичь, и только тот, кто понимает эти закономерности и связи, уважает и чтит их, станет достойным «гражданином мира».

Мудрость – в спокойствии, отстраненности, позиции наблюдения. Сила – в овладении собственными порывами и иррациональными импульсами. То, чему предписано быть, обязательно осуществится. Все мы смертны, и еще никому не удавалось уйти от смерти. Думаете, это про отсутствие выбора? О нет, наоборот, про то, что он есть: можно всю жизнь положить на сопротивление и борьбу с обстоятельствами, а можно спокойно принимать перемены, без которых невозможна жизнь. Можно достичь внутреннего покоя и наслаждаться этим, даря внутренний свет окружающим. А можно сгорать на огне страстей, внося диссонанс в течение жизни и делая близких несчастными.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Философия Стоицизма

В расцвет эллинизма стоицизм стал одной из самых первых философских школ. Он распространился далеко за пределы Греции: его проповедовали в Древнем Риме, он оказал влияние на развитие христианства.

Основные идеи

Как и любое другое учение, стоицизм имеет специфические особенности, отвечающие, в том числе и на вопросы: каков должен быть истинный стоик, какие действия позволительны, а какие нет:

  1. Полная свобода от влияния внешнего мира, который не способен привнести гармонию.
  2. Путь усовершенствования, приобретения мудрости и приумножение культурных ценностей.
  3. Осуждение человеческих пороков вместе со стремлением к возвышенным идеалам.
  4. Принятие аскетизма и отказ от материальных благ.
  5. Непризнание законов государства, способных деградировать полноценную от природы личность.
  6. Применение логического подхода к жизни.
  7. Следование голосу совести и разума.
  8. Воспитание терпимости и любви к окружающим.
  9. Умение довольствоваться малым и ощущать внутреннюю свободу.
  10. Осознание и понимание каждого мгновения жизни.

Этика для стоиков занимала одно из самых важных мест во всем учении, ведь они ратовали за процветание культуры во всех ее проявлениях. Абсолютно все нравственные деяния являли собой благо. Философия школы стоиков призвана формировать сильную личность, с достоинством переносящую все удары судьбы. При этом внешне последователь стоицизма не должен показывать свои внутренние переживания, оставаться гуманным и разумным существом. Этика философии менялась под воздействием периодов, которые проходило учение.

Так, во время расцвета Римской империи любому человеку было похвально относить себя к стоикам и соответствовать нравственному облику патриота, законопослушного гражданина. В период становления «Малой стои», когда императоры уже получили неограниченную власть, на первый план вышла тема свободы каждой отдельной личности, так как царившие в то время произвол и тирания уже мало кого устраивали.

Тем не менее какой временной период не проходила бы стоя, она всегда требовала от своих последователей жестокой дисциплины, ощущение единения со всем миром, чувство долга не только перед собой, но и за слабых и обездоленных, любовь к природе и тактичность.

Периодизация учения

За столетия изучения дисциплины накопилось огромное количество информации, но среди них следует выделить как минимум 3 периода становления стоицизма:

Самый древний: 4 — середина 2 в. до н. э

Представителем и основателем является Зенон Китайский, также принято принимать во внимание его следующих представителей: Диоген Вавилонский, Антипатр; В Древнем Риме: Марк Аврелий, Сенека.
Средний период, иначе именуемый как стоический платонизм. Достиг своего расцвета во 2 — 1 вв

до н. э. Его представителями считаются: Дардан, Архедем из Тарса, Мнесарх, Диодот, Афинадор и многие другие.
Новый период: Римский стоицизм. Был популярен в 1 — 3 вв. до н. э. Его последователи: Сенека, Марк Аврелий, Юний Рустик и другие.

Периодизация стоиков

До определения этой школы стоиков в Афинах называли сообществом поэтов, собравшихся на Стоа Пойкиль за сто лет до того, как там появился Зенон, его ученики и единомышленники.

Древнее нахождение: III — II вв. до н.э. Зенон Китисский (ок. 336–264 до н.э.) — основатель школы; Клеанф (? — ок. 232 до н.э.); Хрисипп из Сола (281/277 — 208/205 гг. до н.э.). Их ученики: Персей Китийский, Аристон, Герилл, Зенон Тарсийский, Сферы Босфора, Ящик Малле, Диоген Вавилонский, Аполлодор Селевкийский, Антипатр Тарсийский и др.    

Срединное положение (стоический платонизм): II — I вв. до н.э. Представители: Панетий Родосский (ок. 180-110 до н.э.) и Посидоний (ок. 135-51 до н.э.). Они принесли в Рим стоические идеи. Другие представители: Мнесарх, Дардан, Гекатон Родосский, Диодот, Гемин, Антипатр Тирский, Афинодор и др.   

Позднее (римский стоицизм): I — II вв. н.э.  Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), Эпиктет (50–138 г. н. э.) И Марк Аврелий (121–180 гг. н. э.). Другие представители: Муссон Руф, Секст Херонейский, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Клеомед, Юний Рустик и др.   

Иногда выделяют 4-й период в развитии стоицизма, связывая его с учением некоторых пифагорейцев и платоников I — II веков нашей эры, Филона Александрийского. 

В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем его растворение в последнем.

Также, несомненно, влияние стоицизма на гностические учения аскетической направленности (валентинианская и маркионитская школы). 

Помнить о бренности вещей

В каждом из предметов, очаровывающих душу, приносящих пользу и призывающих к себе любовь, помни говорить себе, каков он, начав с предметов незначительных. Я люблю горшок. Ведь если он разобьется, это не приведет тебя в смятение.л

Стоики призывали напоминать себе о бренности вещей, а также о том, что люди смертны — это понимание помогает больше ценить то, что у нас есть. Массимо Пильюччи приводит следующий пример из собственной жизни: потеряв отца, он узнал о тяжелой болезни матери. «Мне не становилось легче. Стоицизм не волшебная палочка. Однако я старался присутствовать в моменте hic et nunc. Эпиктет призывает не к равнодушию, а, наоборот, к тому, чтобы заботиться о том, что дорого нам», — утверждает писатель.

Соединение с христианством

На начальных этапах существования христианство находило своих приверженцев совершенно не в каждом уголке нашей планеты. Продолжительное время люди не могли отказаться от традиций своих предков, от древних верований. Нередко они объединялись с христианством (дуализм), эта же тенденция была и в Риме. С самого первого столетия нашей эры в стране в больших масштабах распространяется стоицизм. На единстве с природой и апатии жители Рама были просто помешаны, но довольно быстро их взгляды начинают изменяться под воздействием новой религии. Продолжительное время римляне не признавали христианства. Шло время, и основы данных теологических учений начали друг друга дополнять.

Нужно отметить, что христианство в то время являлось самой молодой религией, которой был необходим некоторый базис, и это обеспечил стоицизм. Сегодня можно четко проследить данную взаимосвязь. Так как в обоих учениях нам говорится о том, что нельзя предаваться страху, злу, порокам, нельзя быть пристрастным. И стоицизм, и христианство – это учения о силе, о знаниях, о доброте, а также о том, что неисповедимы пути Господни, и любой из нас обязан быть покорным Высшему Создателю.

Анализировать каждый свой день

Ее нужно каждый день призывать к ответу. Так делал Секстий: завершив дневные труды и удалившись на ночь ко сну, он вопрошал свой дух: «От какого недуга ты сегодня излечился? Против какого порока устоял? В чем стал лучше?»

Сенека рекомендовал подводить итоги в конце каждого дня, отмечая, что вы сегодня смогли преодолеть и какие ошибки совершили. Например, Марк Аврелий вел философский дневник, в котором записывал все происходящее с ним за день. Сенека советует не бояться ошибок: «Смотри, впредь не делай этого, сейчас я тебя прощаю». Анализируя свои действия, вы сможете понять, какие из них приводят к положительному результату, а какие — наоборот.

Физика

Стоики представляют мир как живой организм, управляемый имманентным божественным законом Логоса. Человеческая судьба — это проекция этого логоса, поэтому стоики возражали против идеи спора с судьбой или ее испытания. Главное препятствие к гармонии со своей судьбой — страсть. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец.   

Согласно стоицизму, все сущее телесно и отличается только степенью грубости или тонкости материи. Сила — это не что-то нематериальное или абстрактное, это тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — это Бог. Всякая материя — это только модификации, которые находятся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяются в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического возгорания и очищения космоса.    

В центре стоического богословия — логотипы.

Логос неразрывно связан с материей. Он общается с ней; он полностью пронизывает, формирует и формирует его, тем самым создавая космос.  

Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализованный божественной волей. Этот порядок называется судьбой стоиков, а их предопределенная цель — провидение. 

Принимайте все, что происходит

Не хотеть никого и ничего изменить, не переиграть прошлое, не изменить будущее, не просто терпеть из необходимости, но полюбить то, что происходит. Не хотеть, чтобы всё происходило так, как хочется; скорее, желать, чтобы то, что происходит, происходило так, как оно происходит.

Это звучит достаточно фаталистски и так есть. Стоицизм предлагает рассматривать каждый момент – независимо от того, насколько сложный – как что-то, что нужно принять, а не избежать или переждать. Не только сжав зубы терпеть, но стремиться любить происходящее и учиться в нем. Так что, как кислород важен для огня, препятствия и трудности становятся топливом для жизни стоика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector