11 вопросов о старообрядцах

Содержание:

Как началась история православной церкви

Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.

Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.

Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.

Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.

При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:

  • 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
  • 990 году Ростовская епархия;
  • 992 году Новгородская епархия.

В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.

К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.

Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.

В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.

Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:

  • исправление текста в богослужебных книгах;
  • написание икон, похожих на византийские;
  • вместо Исус появилось написание Иисус;
  • ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
  • земные поклоны были заменены поясными;
  • движение во время служения стало посолонь;
  • стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
  • была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.

«Церковный раскол. Никон и Аввакум»

В XVII в. Русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Церковный раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620—1682 гг.) и архиепископ Никон (1606—1681 гг.).

В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Церковная реформа

Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.

Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.

Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум, которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь. Началось преследование сторонников Аввакума.

В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана. Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.

Возвращение и казнь Аввакума

Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум, который подал Алексею Михайловичу челобитную, требуя восстановить старую веру. На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования.

В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России.

В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре. Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.

Снятие анафем со старых обрядов

В 1800 году для части старообрядцев-поповцев, искавших сближения с Московским Патриархатом, была создана специальная единоверческая структура: сохраняя дореформенный обряд, они переходили под юрисдикцию РПЦ, признавая тем самым, что обрядовые различия не затрагивают общего догматического учения.

В 1905 году Николай II указом о веротерпимости снял все ограничения в правах со старообрядцев, а в 1971 Поместный Собор Русской православной церкви принял постановление о снятии клятв и анафем со старых обрядов.

РИА Новости https://ria.ru/history_infografika/20130212/922446392.html

Конспект урока «Церковный раскол. Никон и Аввакум».

Следующая тема: «Социальные движения XVII века».

Кто такие старообрядцы и как они появились?

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Начало раскола 1654 года. Хромолитография с картины Алексея Кившенко. 1880 год

Старообрядцы — это неоднородное религиозное течение внутри Русской православной церкви. Оно возникло в середине XVII века, после того как московский патриарх Никон (1605–1681) провел реформу Церкви (о ней — ниже). Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев. Поповцы считают, что совершать таинства и проводить обряды может только духовенство  Существует семь таинств: крещение, миро­помазание, покаяние, причащение, брак, священство, елеосвящение (соборование). Понятие обряда шире: к ним относятся любые ритуальные действия..

При этом епископов, которые имели право рукополагать  Рукоположение — одно из семи церковных таинств, возведение лица в духовный сан. Епископ буквально возлагал на будущего священника правую руку, произнося молитву. священников, у старообрядцев не было. Поэтому вплоть до середины XIX века у поповцев служили беглые православные священники из официальной Церкви, несо­гласные с никоновскими реформами. Все изменилось в 1846 году, когда в старообрядчество перешел греческий митрополит Амвросий: он рукопо­ложил нескольких священников и основал старообрядческую иерархию  В середине XIX века священники-старо­об­рядцы подвергались гонениям со стороны императора Николая I. Поэтому в 1844 году поповцы попытались создать свой религи­озный центр в Австро-Венгрии. Местное правительство разрешило учредить старо­обрядческую епископскую кафедру в Бело­криницком монастыре (сейчас это терри­тория Украины). Ее и возглавил бывший митрополит Босно-Сараевский Амвросий.. Так появилась Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ). Впрочем, некоторые поповцы не признали иерархию, учрежденную Амвросием, и уже в советское время, в 1923 году, организовались в Русскую древлеправославную церковь (РДЦ).

Беспоповцы считают, что официальное священство лишено божественной благодати, поэтому необходимости в нем нет. Среди них существует множе­ство направлений: поморское и часовенное согласия  Согласие — группа старообрядцев, объединенная общими религиозными практиками., федосеевцы, филип­повцы, каменщики, кержаки, новоспасовцы, нетовцы и прочие. В XVII–XIX ве­ках самым многочисленным и влиятельным направлением были федосеевцы. Они придерживались безбрачия, считали, что царство Антихриста уже наступило, и, в отличие от других православных, не молились за царя. Схожие взгляды были у филипповцев, которые еще и проповедовали самосожжение ради спасения души. Самыми радикальными беспоповцами были нетовцы. Они верили, что только Иисус Христос знает, кто и как спасется, а от человека практически ничего не зависит. Поэтому у них не было ни храмов, ни обрядов (даже похоронного), только таинство крещения.

Как Нижегородская земля стала центром раскола

Какую роль сыграли нижегородцы в церковных реформах XVII века и чем прославились местные старообрядцы

Об интересе к старообрядчеству

Я долго искал тему внутри огромного пространства старообрядчества. Сначала у меня было просто любопытство: дух старообрядчества на Урале витает в воздухе, при этом мало кто знает об этом больше, чем несколько штампов.

Сейчас я сфокусирован на нескольких направлениях. Во-первых, это визуальный образ современного старообрядчества в эпоху глобализации — как одно из самых традиционных и закрытых обществ страны выглядит и живет сегодня. Во-вторых, старообрядчество в личных историях, воспоминаниях — это интервью с потомственными староверами, где они рассказывают о своих предках и о себе. Здесь меня интересуют прежде всего отношения государства, общества и инакомыслящего человека. В-третьих, старообрядчество и региональные особенности. Во время исследования я понял, что место проживания оказывает огромное влияние на образ жизни, судьбы, исторический контекст.

Как отличить старообрядческий храм от новообрядческого?

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить старообрядческий храм от новообрядческого (никонианского). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация. Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.

Сегодня РПСЦ не стремится сближаться с РПЦ, развивается сама и охотно взаимодействует с маленькими общинами

На нём можно прочесть новости митрополии, прочитать, чем живут старообрядческие общины, найти информацию по истории, узнать, какие события ждёт Церковь староверов в ближайшее время.

Центр Белокриницкого согласия находится неподалёку от Рогожского старообрядческого кладбища.

Самый главный храм староверов — Покровский собор на Рогожском кладбище.

Покровский собор на Рогожском кладбище — главный храм староверов

Нынешний глава старообрядцев — Высокопреосвященный Митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Корнилий (Титов).

Митрополит Корнилий стал объектом критики за слишком тесное общение с «новообрядцами». Его заподозрили в стремлении к объединению церквей. На что глава старообрядцев ответил, что ошибку признаёт и впредь будет согласовывать внешние контакты с традициями и правилами свей Церкви.

Старообрядческая Церковь стремится сохранить обособленность от «новообрядцев», но зато установила евхаристическое общение между с Древлеправосланой архиепископией

Могут ли староверы присоединиться к РПЦ? Протоиерей Андрей Ефанов так говорит о том, как общаются между собой староверческая и православная Церкви:


Андрей Ефанов
протоиерей

Примечательно, что РПСЦ включает даже африканкою общину из Уганды, которая отделились от патриархата Александрии из-за того, что тот стал использовать новый стиль.

Староверческая община есть даже в Африке.

У общины есть действующий храм и двести прихожан.

Питание в пост

Пост телесный непременно требует и по­ста духовного. В этом союзе и состоит пол­ный, истинный пост, который возводит постя­щихся к общению с Господом, очищая и освящая тело строгим воздержанием от пищи и пития, а душу — молитвой, душеполезным чтением и другими добродетелями. Один пост телесный без поста духовного ничего не дает для спасения души.

Однако и к соблюдению поста телесного необходимо подходить разумно, иными словами, целью поста отнюдь не является доведение организма верующего до изнеможения. Да и, положа руку на сердце, нам, православным жёнам, нужно же чем-то потчевать своих мужей.

Итак, в этом разделе с удовольствием представляем некоторые блюда постной кухни, «проверенные на себе», учитывающие как дни поста, в которые не разрешается вкушение растительного масла, так и более «легкие» дни — с маслом и рыбой.

Верейско-боровский Крестный ход

24 сентября Святая Церковь чтит память святых преподобномученицы и исповедницы Феодоры (боярыни Феодосии Морозовой), мучениц княгини Евдокии, Иустины и Марьи. Не принявшие церковных реформ исповедницы были заточены в острог, а затем в земляную яму в центе Боровска, где затем и были похоронены. 11 сентября 1675 года от истощения скончалась Евдокия Урусова. 1 ноября 1675 года умерла от голода Феодосия Морозова.

В воспоминание подвига мучеников в Московской епархии с 2009 года совершается крестный ход. Утром 23 сентября молящиеся в преднесении креста выходят от Покровского храма г. Вереи. Вечером того же дня крестный ход прибывает к церкви Введения во храм Пресвятыя Богородицы г. Боровска. В пути паломники молятся службу страдальцам за древлее благочестие. Наутро в Введенском храме совершается Божественная литургия.

Старообрядчество: борьба за выживание

В 1656 году на поместном соборе Русской церкви патриарх Никон объявил еретиками всех людей, крестящихся двумя перстами. Начались преследования: старообрядцев облагали налогами, у них изымали книги и иконы, предавали анафеме, заточали в монастырях, отправляли на каторгу и в ссылку, избивали кнутами, пытали и казнили, наконец, насильно переводили в новый обряд. В ответ на давление со стороны власти и официальной церкви в старообрядчестве появилась даже практика гари — массового самосожжения верующих в избах.

После большевистской революции начались новые мрачные времена: в Советском Союзе уничтожили целое поколение верующих. РПЦ реабилитировала старообрядчество в 1971 году, но государство не поощряло религиозность до самой перестройки.

Сегодняшнее старообрядчество  — это либо люди, перенявшие традицию от бабушек и дедушек, либо прошедшие путь советского гражданина и только в 1990-е вернувшиеся в религию, либо же те, кто сумел уйти в тайгу, в глухие деревни — так далеко, что власти до них не добирались. Некоторые занимались работой, которая не требовала образа советского гражданина-атеиста — таким образом верующие могли почти безнаказанно делать то, что считают нужным.

Вы зашли в храм

Публикуем текст брошюры «Вы зашли в храм», которая распространяется бесплатно в некоторых приходах РПСЦ и оказалась весьма востребованной.

В настоящее время выпущено уже четвертое издание, в котором мы постарались учесть пожелания читателей, поступившие в наш адрес. Однако по-прежнему каждый может оставить свое мнение о ее содержании, а мы постараемся учесть и его.

Вы зашли в храм…Может быть, случайно. Но понятие случайности свойственно только нашему ограниченному разуму, а с точки зрения Божественного Разума каждое «случайное» событие имеет свой глубинный, хотя и скрытый от нас, смысл.

Вы зашли в храм Божий – сюда приходят христиане для того, чтобы «едиными усты и единым сердцем» совершить общую молитву, c наибольшей полнотой ощутить себя частью Церкви Христовой, соединившись с ней во время божественной литургии.

Храм, куда вы зашли, – старообрядческий. Прихожан этого храма называют старообрядцами. Значит, очевидно, есть некий старый обряд, от которого и произошло это название.

Внешняя архитектура старообрядческого храма. Безпоповские храмы

Внешняя архитектура старообрядческого храма в подавляющем большинстве случаев никак не отличается от архитектуры новообрядческих, униатских и других церквей. Это может быть здание, построенное в новгородском или новорусском стилях с использованием элементов классицизма, а может быть и вовсе небольшой домик или даже импровизированный храм в деревянном вагончике.

Исключения составляют старообрядческие безпоповские храмы. У некоторых из них (главным образом в Прибалтике, Белоруссии и Украине) нет алтарной апсиды, поскольку и нет самого алтаря.

Восточная часть таких старообрядческих храмов не имеет алтарного выступа и заканчивается обычной стеной. Однако это не всегда видно. Есть алтарь или его нет — определенно можно сказать лишь оказавшись внутри храма. В России и некоторых других местах безпоповцы продолжают строить храмы с апсидами, поддерживая традицию старины.

Что касается внутреннего вида, то в безпоповских храмах, во всех без исключения, отсутствует алтарь. Иконостас закрывает стену, но не алтарь, престол вынесен на солею. В некоторых безпоповских храмах по центру солеи, напротив царских врат, установлен большой запрестольный крест.

Двери в алтарь имеют декоративную функцию и не открываются. Впрочем, в большинстве безпоповских храмов вовсе нет ни царских, ни диаконских дверей. Существует несколько безпоповских храмов, здания которых были построены в древности, в таких алтари имеются, но используются как дополнительные помещения: крестильни, малые моленные, хранилища икон и книг.

Зачем вообще понадобилась реформа и в чем была ее суть?

Спас Вседержитель. Икона VI века

Это был политический ход: патриарх Никон действовал от имени царя Алексея Михайловича  Позже отношения между царем и патриар­хом, стремившимся получить все большую власть, испортились: Никон был лишен сана и сослан в монастырь простым монахом.. В 1653 году Русь присоединила себе Левобережную Украину, на территории которой действовал греческий обряд, распространенный также на Балканах и Ближнем Востоке. Русский обряд отличался от греческого. Например, иначе писалось имя Христа — Исус, а не Иисус, крестились двумя пальцами, а не тремя, и так далее. 

Унификация русского и греческого обрядов объединила бы всех славян — восточных и балканских — и положила бы начало Великой Греко-Российской империи.

В чем же заключалась эта унификация? Во-первых, в редактуре церковных текстов. В старославянских переводах Священного Писания и богослужебных книг, переписанных от руки, встречалось много разночтений, поэтому их отредактировали и привели в соответствие с греческими.

Во-вторых, вместо двоеперстного крестного знамения вводилось троеперстное. До середины XVII века поднятые указательный и средний пальцы означали божественную и человеческую природу Христа, а три пальца, прижатые к ладони, — Святую Троицу. После реформы все стало наоборот: три сложен­ных пальца означали Троицу, а мизинец и безымянный, прижатые к ладони, — две природы Христа. Вместо крестного хода и каждения посолонь, то есть по солнцу или часовой стрелке  Каждение — ритуал сжигания священниками ладана и других ароматических смол во время богослужения., вводился крестный ход и каждение противосолонь, то есть против часовой стрелки. Стали также проводить службу не на семи, а на пяти просфорах  Просфора — особый хлеб, использующийся во время богослужений.. Наконец, «аллилуйя» теперь повторяли не два раза, а три. 

На первый взгляд, эти изменения были абсолютно формальны. Почему тогда они произвели такой шокирующий эффект? Дело в том, что православный человек, живший в середине XVII века, не разделял обряд и догмат  Догмат — основное положение в религии, принимаемое на веру и не подлежащее критике.. Церковь менялась по сомнительному греческому образцу, а ведь греки сначала заключили союз с католиками, а потом оказались под властью мусульман-турок. Для русского православного человека, уверенного в истинности собственной веры, это было неприемлемо. Поэтому реформы привели к расколу.

Среди них было много богатых предпринимателей и меценатов?

Представители четырех ветвей рода Морозовых. Начало 1860-х годов Слева направо: Абрам Абрамович Морозов (слева), Тимофей Саввич Морозов (сидит в центре), Иван Захарович Морозов и Викула Елисеевич Морозов.

Существовал такой феномен, как старообрядческое купечество. Дисциплина, строгость правил, которая распространялась и на деловую сферу, взаимо­выручка — все это способствовало экономическому успеху. Благодаря круговой поруке   Круговая порука — групповая ответствен­ность всех за каждого и каждого за всех. и родовой солидарности общины староверов могли играть роль банков, вступая в финансовые отношения под честное слово. Старообрядцы заботились о своих работниках: строили больницы, богадельни, библиотеки. Уровень грамотности среди старообрядцев в целом был выше, чем по стране. 

Старообрядческие общины были очень богаты, а их члены играли важную роль в становлении российской промышленности. Морозовы, Рябушинские, Громо­вы, Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Прохоровы, Солдатен­ковы, Третьяковы, Хлудовы, Бугровы — все это старообрядческие династии. С введением веротерпимости и конституционных принципов монархии в 1905 году старообрядцы-предприниматели пытались стать основой молодого русского капитализма.

Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев

Те, кто остался верен традиции, — старообрядцы — разделились на два лагеря.

Беспоповцы — часть старообрядцев, которая осталась без высшего духовенства. Дело не в том, что у них не было сторонников. Но после реформ Никона государство подвергло преследованиям тех, кто не принял изменения, так что архиереям было бы несладко примкнуть к такой общине.

Смелых репрессировали. История сохранила одно имя открытого сторонника старообрядцев — Павла Коломенского. Он погиб в ссылке.

Беспоповцы не принимал к себе священников и стали называть их еретиками. Но такая политика грозила Старообрядческой Церкви вымиранием: назначать новых священников могли только архиереи, а кто будет это делать в традиции, где нет ни одного такового?

В итоге беспоповцы поделились на разные течения, часто противоречащих взглядов.

Поповцы — вторая половина старообрядцев. Они считали, что Старообрядческой Церкви необходима линия апостольской преемственности. Поповцы рассудили, что священник остаётся таковым, даже если принимает церковные реформы.

Он рукоположен, а значит, благодать сохранилась. Поэтому поповцы принимали беглых священников. Оттуда ещё одно название — беглопоповцы.

А вот «переманить» в свой стан архиерея не удалось.

В конце XVIII Русская православная церковь создала несколько приходов, где вели служения по старым книгам. В начале XIX века это явление приобрело официальный статус. Оно стало называться единоверием.

А сейчас старообрядцев много? Они живут все так же обособленно? Как к ним относится официальная Церковь?

Русские старообрядцы перед своей церковью в Вудберне, штат Орегон

Всего в России, по разным подсчетам, от 400 000 до 700 000 старообрядцев разных направлений. За границей их не так много, зато велик разброс — пять континентов и 20 разных стран. Некоторые из этих общин, в особенности те, которые сохранили традиционные методы земледелия и социального устрой­ства, живут изолированно. Другие приспосабливаются к современному миру. 

Русская православная церковь уже давно пытается примириться со старо­обрядцами. Даже снятие с них анафемы не привело к диалогу. Сами старообрядцы не готовы принять официальную Церковь. Беспоповцы по-прежнему не признают церковную иерархию, что делает какое-либо объединение невозможным. А поповцы подозревают современное православие в модернизме, то есть следовании нормам секулярного века, который в России начинается в эпоху Петра Великого.

Старообрядцы жили закрыто, были отшельниками?

Николай II принимает хлеб-соль от ярославской старообрядческой Вознесенской общины. 1913 год

Отшельничество — это форма монашества, свойственная всем традиционным христианским деноминациям  Деноминация — тип религиозной организа­ции, объединяющей верующих, которые придержи­ваются одного вероисповедания в пределах определенной религиозной традиции.. Отшельники и затворники были среди католиков и среди обычных православных, но старообрядцы скорее стали отшельниками поневоле. Они выбирали изоляцию, чтобы скрыться от властей и сохранить чистоту веры — с помощью целомудрия, отказа от алкоголя и европейского платья. Старообрядцы-беспоповцы и вовсе считали, что можно оскверниться через совместную трапезу и общение с еретиками, иноверцами или неверующими людьми. 

Как к старообрядцам относились в СССР?

Старообрядческая молельная в посаде Лужки. Фотография Е. Фролова. 1925 год

Из-за того, что старообрядцы поддерживали Белое движение, советская власть считала их врагами. Впрочем, гонения начались не сразу, а с коллективи­зацией, которая фактически уничтожила старообрядческие общины.

Существует и противоположное мнение: старообрядцы принимали активное участие в революции и поддерживали советскую власть, ведь монархия долгие годы их преследовала. Поэтому некоторые из них участвовали в Февральской революции и были членами Временного правительства  Временное правительство — высший орган российской государственной власти в марте — октябре 1917 года., например Александр Гучков. Поддерживал большевиков и богатейший промышленник Савва Морозов. 

В то же время роль старообрядцев в событиях 1917 года не стоит преуве­личивать: Февральскую революцию в целом приветствовали все слои российского общества, включая официальную Православную церковь. 

Противоречия между старообрядцами и революционерами были слишком велики. Большевики стремились к модернизации общества, а старообрядцы были традиционалистами и консерваторами. Они не хотели жить в советском обществе, не хотели давать светского и тем более советского образования своим детям, считали колхозы антихристовыми учреждениями. В 1930-е годы они попали под колесо репрессий и разделили судьбу представителей других религиозных направлений.
Интересно, что в Прибалтике и Польше, в отличие от СССР, в 1920–30-е годы был расцвет старообрядческих общин. Но после присоединения к СССР Эстонии, Латвии и Литвы в августе 1939 года и событий Второй мировой войны старообрядческие общины в этих регионах или были уничтожены, или эмигрировали на Запад — в основном в Северную и Южную Америку. 

Митрополит Амвросий положил начало старообрядческому духовенству

Но вот к власти пришёл Николай I и начал принимать меры по искоренению старообрядческого священства.

Нужен был радикальный ответ, чтобы спасти Старообрядческую Церковь. Появилась интересная идея — организовать свою кафедру за границей.

Требовалась влиятельная фигура из православного духовенства. И таковая нашлась — бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий.

Митрополит грек рукоположил первое высшее духовенство староверов.

Он проживал в монастыре села Белая Криница (Австро-Венгрия). Этот архиерей был вынужден покинуть место своего служения из-за конфликтов с турецкими чиновниками.

Он одобрил идею старообрядцев и присоединился к ним через помазание миром. Затем совершил несколько хиротоний. Так у старообрядцев появилось своё духовенство.

Митрополит Амвросий рукоположил первых епископов старообрядцев

Критики указывали на то, что подобный ритуал не проводят единолично, но апостольское право предусматривает такую возможность в особых случаях. В житиях святых есть похожие примеры:

  • Афанасий Великий;
  • Иоанн Златоуст.

Если признать действия митрополита неправомочными, то и в отношении святых потребуется пересмотреть свои позиции, а также поставить под сомнение первое апостольское правило. Кто бы на это пошёл?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector