1907–1912. деятельность iii государственной думы

Сессии

Государственная дума избиралась на пять лет. Дума работала с годовыми сессиями, внутри каждой сессии устраивались, как правило, два перерыва, на Рождество и на Пасху. Каждый раз Дума созывалась и распускалась Высочайшими Указами; кроме того, Дума и сама была полномочна устраивать перерывы в своей работе. С началом Первой мировой войны регулярный характер работы Думы нарушился.

Первая сессия продолжалась с 15 ноября 1912 года по 25 июня 1913 года, состоялось 81 заседание Общего собрания Думы.

Вторая сессия продолжалась с 15 октября 1913 года по 14 июня 1914 года, состоялось 111 заседаний Общего собрания Думы.

26 июля 1914 года состоялась чрезвычайная однодневная сессия Думы, посвященная выделению военных кредитов, связанных с острым политическим кризисом, предшествовавшим началу Первой мировой войны (28 июля).

Третья сессия началась 27 января 1915 года; через 2 дня, 29 января, сразу же после принятия бюджета, сессия Думы была объявлена императором закрытой.

Четвёртая сессия продолжалась с 19 июля по 3 сентября 1915 года, после чего Дума досрочно была распущена императором на каникулы, сессия затем продолжалась с 9 февраля по 20 июня 1916 года, состоялось 60 заседаний Общего собрания Думы.

Пятая сессия началась 1 ноября 1916 года. 16 декабря Дума снова была распущена на каникулы. Досрочный роспуск Думы оказался одним из событий, повысивших общую политическую напряженность в стране перед Февральской революцией. По широко распространённому тогда мнению, ожидалось, что правительство не разрешит Думе собраться после затянувшихся новогодних каникул и объявит о её роспуске. Однако же, 14 февраля 1917 года император объявил о продолжении занятий Думы. В разгар событий Февральской революции, 25 февраля, император снова приостановил деятельность Думы. Более Дума уже никогда не собиралась на официальные заседания.

27 февраля в ходе частного совещания членов Думы был создан Временный комитет Государственной думы, принявший участие в формировании Временного правительства, а до момента начала его работы, то есть 27 февраля — 2 марта, являвшийся самопровозглашенным правительством России. 12 мая — 19 июля 1917 года состоялось ещё восемь частных совещаний Думы, уже не имевших ни юридического, ни политического значения.

Дума была официально распущена указом Временного правительства 6 октября 1917 года в связи с назначением выборов в Всероссийское учредительное собрание.

Пятый созыв, 2007 — 2011

В выборах в Госдуму пятого созыва приняли участие 11 партий, но только четыре из них смогли пройти повышенный до 7% барьер.

“Единая Россия» вновь получила конституционное большинство, и такое уже закрепившееся преимущество значительно уменьшило возможность оппозиции влиять на законотворческий процесс.

Во время работы Госдумы пятого созыва пост президента занимал Дмитрий Медведев. Владимир Путин был утверждён на посту председателя Правительства. Его кандидатуру поддержали фракции “Единая Россия”, ЛДПР и “Справедливая Россия” — 392 из 448 присутствовавших членов Госдумы. Против проголосовали 56 депутатов — члены фракции КПРФ.

В этот раз, в отличии от четвёртого созыва, “Единая Россия” воспользовалась большинством и внесла изменение в Конституцию. Срок полномочий Госдумы тогда был увеличен с четырёх до пяти лет, а президента — с четырёх до шести лет.

Одним из основных направлений деятельности Государственной думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было продиктовано мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Оперативно принимались законы, направленные на поддержку финансовой системы страны — в том числе, пакет антикоррупционных законов и законов, направленных на преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса.

Депутаты инициировали признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, ратифицировали соглашение между Россией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота, договор с США о СНВ.

Также среди принятых законов — переименование милиции в полицию, отмена перевода часовых стрелок на летнее время, закон, уточняющий порядок формирования Совета федерации. Также была введена практика общественного обсуждения социально значимых и спорных законопроектов.

Всего по количеству принятых законов палата поставила абсолютный рекорд: 1581 федеральных и 27 федеральных конституционных законов, ратифицировано свыше 270 международных договоров и соглашений.

Выборы и состав Думы

Вторая Государственная Дума, приступив к работе, сразу же вступила в конфронтацию с правительством. Постоянные конфликты и неповиновение не устраивало царя и министров. Поэтому 03 июня 1907 года Николай II распустил непокорную Думу и сразу же изменил избирательный закон.

Согласно новому положению выборы были непрямыми и не предусматривали равного представительства от разных слоев населения. Всего избиралось 442 депутата, в число которых входили представители:

  • Европейской России – 403 человека;
  • Польши – 14;
  • Кавказского края – 10;
  • Сибири – 15.

Новая избирательная система позволила сформировать Госдуму, устраивающую правительство. Депутаты по партийной принадлежности распределились таким образом:

  • Правые и октябристы – 225 человек;
  • Кадеты – 52;
  • Национальные меньшинства – 26;
  • Трудовики – 14;
  • Социал-демократы – 14.

В последствии умеренно правые и часть октябристов объединились, создав главную группировку в Госдуме – Партию русских националистов. Они и стала «законодательным центром» III Думы.

Общие сведения

Об основных функциях Госдумы

Разъяснения по поводу полномочий Госдумы представлены в Конституции, а именно в 103 статье. Согласно ей, основными функциями Госдумы являются:

— дача запрета или согласия Президенту для установления Председателя Правительства РФ;

— разъяснение любых вопросов, касающихся доверия к данному органу;

— рассмотрение отчетов Правительства РФ о результатах и итогах работы, предоставляемых ежегодно

Здесь особое внимание уделяется тем задачам, которые были решены Госдумой во время открытого прослушивания;. — происходит увольнение и прием на должности Председателя ЦБ, руководителя Счетной палаты, половины состава аудиторов, омбудсмена, который руководствуется в своей работе конституционными федеральными законами и подзаконными актами;

— происходит увольнение и прием на должности Председателя ЦБ, руководителя Счетной палаты, половины состава аудиторов, омбудсмена, который руководствуется в своей работе конституционными федеральными законами и подзаконными актами;

—  оказание амнистии;

— устройство процесса импичмента Президента при вынесении обвинения.

Роль Думы в отношениях с другими органами власти

Госдума является активным участником совершения важнейших решений по поводу правительства, так как ее полномочиями является вероятность подачи квоты недоверия исполнительной власти. Большинством участников нижней палаты Федерального Собрания определяется возможность продолжения его деятельности или роспуска. Помимо этого, одна ветвь власти оказывает воздействие на другую, что расценивается как стабилизация правоотношений.

Четвёртый созыв, 2003 — 2007

В Госдуму четвертого созыва прошли три партии и один блок, были образованы четыре фракции.

Впервые партия власти в лице “Единой России” не только набрала большинство голосов по партийным спискам, но и за счёт депутатов-одномандатников получила конституционное большинство — более 300 депутатских мандатов из 450. Это дало Кремлю возможность без проблем проводить через Госдуму любые законы, включая конституционные, требующие 2/3 голосов депутатов, и принимать поправки в Конституцию.

Все руководящие посты заняли представители партии власти. Парламент перестал быть «местом для дискуссий».

Имидж власти сильно испортил закон о монетизации льгот. По нему некоторые категории граждан, имеющие право на бесплатные лекарства, проезд в транспорте и скидки на услуги ЖКХ, лишались привилегий, получая от государства денежную компенсацию.

И хоть в СМИ заранее писали про изменение системы льгот, пенсионеры сполна поняли смысл реформы только, когда их перестали пускать в транспорт по пенсионному удостоверению. Труженики тыла и ветераны труда начали выходить на многочисленные митинги, а для их разгона были направлены милиция и ОМОН. Эта реформа стала одной из самых громких в новейшей истории.

Также во время работы Госдумы четвёртого созыва были приняты законы о референдуме, об изменении системы выборов (введение полностью пропорциональная системы выборов в Госдуму и увеличение проходного количества голосов с 5% до 7%), об отмене выборов глав регионов, изменения в закон о партиях, об особых экономических зонах, новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов, об ограничении рекламы пива и другое. Проект федерального бюджета на 2006 год впервые рассматривался в рамках трехлётнего бюджетного планирования.

Дума четвёртого созыва запомнилась избирателям также и попыткой принять законопроект о Знамени Победы со спорной формулировкой о символе знамени, где не было сказано про серп и молот.

Всего за время работы Госдума приняла 1062 федеральных закона и 25 федеральных конституционных законов.

Деятельность Думы

Правительство с первых же дней завалила избранный орган «законодательной вермишелью». За первые 2 довоенные сессии было внесено более 2 тысяч мелких и несущественных законопроектов.

В атмосфере растущего напряжения в России в марте 1914 года прошло совещание, на котором обсуждалось взаимодействие либеральных и левых партий с целью подготовки внедумских выступлений. Оппозицию временно «усмирила» начавшаяся война. Госдума во главе с председателем Родзянко поддержала правительство, принявшее решение о вступлении России в военный конфликт.

С началом I Мировой войны сессии Госдумы созывались нерегулярно. Стало практиковаться подписание законов в обход Думы. Неудачный ход военных действий вызвал критику правительства со стороны парламента. Большинство фракций требовало создания Кабинета министров и передачи ему власти. В августе 1915 году ими был создан «Прогрессивный блок», который состоял из 236 депутатов и представителей Государственного совета.

Жесткая критика оппозиционного блока действующей власти привела государство к политическому кризису 1916 года. Он являлся одной из главных причин Февральской революции. 27 февраля 1917 года по итогам частного совещания членов парламента был создан Временный комитет Госдумы. 02 марта по соглашению этого органа и исполкома Петросовета сформировалось Временное правительство.

В период с мая по июль 1917 года состоялось еще 8 частных, не имеющих правового значения, совещаний Госдумы. 06 октября 1917 года по указу правительства Государственная Дума IV созыва была окончательно распущена.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Государственные Думы в России (1906 – 1917 гг.)

Тем самым царизм глубоко нарушил одно из главных положений манифеста 17 октября 1905 г.: никакой закон не может быть принят без одобрения Думы.

Дальнейшее течение политической жизни с ужасающей отчетливостью продемонстрировало ошибочность и неэффективность силовых паллиативов в решении кардинальных проблем взаимоотношений различных ветвей власти. Но до того, как за свои и чужие ошибки заплатили кровью Николай II с семьей и миллионы невинных людей, попавших в жернова революции и гражданской войны, были третья и четвертая Думы.

В результате третьеиюньского 1907 г. черносотенного государственного переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как «бесстыжий»: столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в третьей Думе крайне правого монархическо-националистического крыла.

Только 15% подданных Российской империи получили право участвовать в выборах.

Народы Средней Азии вовсе лишились избирательных прав, представительство от других национальных районов было ограничено. Новый закон почти вдвое увеличил число выборщиков от крестьян. Единую прежде городскую курию разделили на две: в первую входили только владельцы крупной собственности, получившие значительные преимущества по сравнению с мелкой буржуазией и интеллигенцией, составлявшие основную массу избирателей второй городской курии, т.е. основных избирателей кадетов-либералов.

Рабочие могли провести своих депутатов фактически только в шести губерниях, где сохранились отдельные рабочие курии. В результате на долю дворян-помещиков и крупной буржуазии приходилось 75% общего числа выборщиков. При этом царизм показал себя последовательным сторонником консервации феодально-помещичьего статус-кво, а не ускорения развития буржуазно-капиталистических отношений вообще, не говоря уже о буржуазно-демократических тенденциях.

Норма представительства от помещиков-землевладельцев в четыре с лишним раза превосходила норму представительства от крупной буржуазии. Третья Государственная Дума в отличие от первых двух просуществовала установленный срок (01.11.1907- 09.06.1912).

Процессы позиционирования и взаимодействия политических сил в третьей Думе царской России поразительно напоминают то, что происходит в 2000-2005 году в Думе демократической России, когда во главу угла ставится политическая целесообразность, основанная на беспринципности.

Целью настоящей работы является исследование особенностей третьей Государственной Думы Российской империи.

Первый созыв, 1993 — 1995

В 1993 году состоялись выборы первого созыва Государственной думы. В них приняли участие 13 партий и объединений, из них в Думу прошли восемь. Самой многочисленной стала фракция “Выбор России”, затем следовала группа “Новая региональная политика” (НРП). В течение всего созыва расклад политических сил, их блокировка по различным вопросам постоянно менялись.

При этом в Госдуме первого созыва ни у одной партии не было устойчивого большинства, а потому думская политика была политикой коалиционной.

Госдума первого созыва запомнилась пермонентным конфликтом с президентом Борисом Ельциным. Несколько раз Дума поднимала вопрос о недоверии правительству, фракция КПРФ предпринимала попытку организовать процедуру импичмента Ельцину и принять поправки в Конституцию, наделявшие Думу правом утверждать силовых министров и выносить решения о недоверии отдельным членам правительства.

Думе пришлось работать в непростое время. Раскол СССР, образование Российской Федерации как независимого государства, принятие новой Конституции требовали изменений всей государственной нормативно-правовой базы. За два года работы Госдуме пришлось трижды принимать бюджет — на 1994, 1995 и 1996 годы.

Среди громких решений парламента первого созыва — амнистия участников “путча” августа 1991-го и защитников Верховного Совета, а также вынесение недоверия правительству в июле 1995 года.

За два года депутаты приняли 461 закон, из них 310 вступили в силу. Среди них — законы “Об арбитражных судах” и “О Конституционном суде”, “О референдуме”, первая часть Гражданского кодекса, а также Семейный и Арбитражный процессуальный кодексы.

Деятельность

Третья Государственная Дума работала с 1907 по 1912 год. За этот период состоялось 611 заседаний, на которых было рассмотрено 2571 законопроект. Большая часть законов, рассматриваемых Думой, представляли собой «законодательную вермишель»

И лишь немногочисленные проекты имели важное значение и поэтому вызывали бурное обсуждение на заседаниях

За время работы III Госдумы было рассмотрено и принято несколько важных законов:

  • О частной собственности крестьян на землю (столыпинские реформы);
  • О страховании рабочих от несчастных случаев и по болезни;
  • О земстве в Западных губерниях;
  • О преобразовании суда в сельских местностях.

Третья Государственная Дума не хотела повторить судьбу своих предшественниц, поэтому искала компромиссы с правительством и пыталась предупредить крупные скандалы. Спорные законопроекты просто «застревали» в Госдуме или не рассматривались без объяснений.

В 1911 году после смерти председателя Совета министров Столыпина, имеющего влияние на Думу, начались крупные разногласия внутри органа. Резко ухудшились отношения октябристов и националистов, была расколота проправительственная национальная фракция. Многие высказывались за роспуск Госдумы, но к этому времени истек срок ее полномочий.

Восьмой созыв, с 2021

О том, как в 2021 году пройдут сентябрьские выборы в Госдуму сейчас говорить непросто.

К тому же, на них вновь будет использована система трёхдневного голосования и возможность голосовать онлайн, что увеличивает поле для фальсификации результатов.

Сейчас партии готовятся к выборам и выдвигают свои партийные списки. Первой это сделала “Единая Россия”, которая уже 19 июля, через два дня после старта избирательной кампании, провела съезд партии и утвердила список своих кандидатов.

В федеральную часть списка вошли министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров, главный врач Городской клинической больницы №40 в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева и уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка Анна Кузнецова.

Такой “бронебойный” состав может обеспечить “Единой России” большинство, но также он может означать, что партия исчерпала свои ресурсы и задействуют на выборах свои последние силы. Возможно, она даже думает, что это последние выборы, где она сможет получить большинство.

Региональная часть списка включает 57 территориальных групп. С прошлых выборов это число увеличилось на 21, что может быть призвано для мобилизации граждан.

Говоря о возможных тенденциях, первые два созыва Госдумы из-за распределения сил были относительно самостоятельными, третий  — переломным, где пришла “Единая Россия”, а вот начиная с четвёртого созыва Дума была скорее партийной, где большинство (а трижды и конституционное) оставались за одной и той же партией.

Какая будет расстановка сил после сентябрьских выборов 2021 года  — пока неизвестно. Однако, есть вероятность, что “Единой России” удастся взять большинство и укрепиться в Думе ещё на один срок, возможно, последний для неё.

Седьмой созыв, 2016 — 2021

Выборы в Госдуму седьмого созыва вновь закончились победой “Единой России”, которая вернула себе конституционное большинство, взяв более 340 мандатов из 450.

Эта Госдума тоже запомнилась неоднозначными и резонансными законами. И если прошлую называли “взбесившимся принтером”, то эту политолог Алексей Макаркин назвал «управляемым принтером», который выполнит любые задания, что ему дадут. Причём некоторые даже ценой своего рейтинга.

Центральными событиями седьмого созыва стали две масштабные реформы — пенсионная и конституционная.

Первая подразумевает увеличение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет к 2028 году, а для женщин — до 60 лет к 2034 году. Такую инициативу граждане восприняли крайне негативно — в России прошла волна народных и местами жестоких протестов.

Законопроект был одобрен летом 2018 года голосами исключительно единороссов, а КПРФ, ЛДПР и “Справедливая Россия” выступили категорически против.

В конституционной реформе Дума тоже в основном играла роль исполнителя: большинство поправок поступали либо от президента, либо от представителей общественности через рабочую группу. Поправка об обнулении президентских сроков, давшая возможность Владимиру Путину и экс-президенту Дмитрию Медведеву баллотироваться еще на два срока, была внесена депутатом-единороссом Валентиной Терешковой.

За текст новой Конституции, по официальным данным, проголосовали почти 78% россиян. Однако эта реформа тоже вызвала массовые протесты.

Также среди законов — закон о неприкосновенности бывших президентов России, о “суверенном Рунете”, о “СМИ-иноагентах”, о просвятительской деятельности (который, кстати, тоже вызвал критику, теперь научного сообщества и людей, занимающихся просветительской деятельностью) и многое другие.

Кроме прочего, этот созыв Госдумы во время своей работы столкнулся с пандемией коронавируса, что тоже дало свои плоды. Так, была реализована возможность трёхдневного голосования на любых выборах и электронное голосование.

Под занавес депутаты одобрили закон, запрещающий участвовать в выборах лицам, которые были причастны к деятельности организаций, признанных впоследствии экстремистскими. Он был принят, невзирая на критику многих юристов, которые нашли в этой норме противоречие ст. 54 Конституции (“Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением”).

Всего за время седьмого созыва было принято 2672 закона.

И всё же, Дума успевает рассмотреть не все инициативы. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, от предыдущего созыва депутатам досталось в наследство больше двух тысяч законодательных инициатив, сейчас новому, восьмому созыву остаётся меньше — тысяча. Если говорить об итогах седьмого созыва, то важнейшим Володин назвал принятие законопроектов в развитие новых норм Конституции, а заметным — повышение пенсионного возраста.

Представитель оппозиции, депутат Госдумы четвёртого, пятого, шестого и седьмого созывов от ЛДПР Сергей Иванов говорит, что в эти пять лет “по всем фронтам был наезд на права и свободы граждан”, а седьмой созыв оказался более репрессивным, чем шестой. Он извинился перед избирателями и сказал, что такого позора ещё не видел, и даже новые полномочия Думы (право утверждать вице-премьеров и министров несилового блока) считает профанацией, ведь “всё равно всё решает президент”.

Развитие парламентаризма

5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.

Также по теме


«Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи

10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный…

Из 250 законопроектов, внесённых правительством, второй состав Думы рассмотрел 26 и принял 20. Обсуждение аграрного вопроса продолжилось. В итоге власти обвинили депутатов из социал-демократической фракции в антигосударственном заговоре. 16 июня 1907 года император распустил и второй созыв Думы.

Третий (1907—1912 годы) и четвёртый (1912—1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.

«В экономическом подъёме, имевшем место в Российской империи в 1909—1914 годах, есть заслуга Думы, правильно подошедшей к организации бюджетного процесса», — отметил Игорь Кирьянов.

Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.

  • Группа депутатов четвёртой Государственной думы в зале заседаний Таврического дворца

В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.

По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, Государственная дума развивалась по пути нормального парламентаризма и некоторое время использовала инструменты, которые могли бы превратить Россию в «думскую монархию». Однако правая реакция прервала этот процесс и не дала довести его до логического завершения.

«Государственная дума Российской империи оказалась эффективной в качестве клапана, позволившего временно снизить градус напряжения в обществе, но недостаточно эффективной с точки зрения законотворчества», — пояснил Василий Цветков.

По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.

«Дума не дозрела до того, чтобы работать более профессионально и квалифицированно, а исполнительные органы власти — до того, чтобы передать Думе часть своих полномочий. Возможно, если бы царь больше контактировал с Думой, революции 1917 года удалось бы избежать», — резюмировал Цветков.

Второй созыв, 1996 — 2000

Как и первый созыв, второй работал во время правления Бориса Ельцина. В эту Думу из 43 избирательных объединений и блоков прошли четыре.

По партийным спискам уверенную победу одержала КПРФ, получив 22,3% голосов, а партия власти “Наш дом — Россия”, которую создали в 1995 году по инициативе Ельцина, неожиданно осталась лишь третьей с 10,1%. С учётом одномандатников левая оппозиция в лице коммунистов и аграриев контролировала почти 50% голосов и всей своей мощью мешала инициативам Кремля и правительства.

Депутаты этого созыва попытались повторно начать процедуру импичмента Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.

Обострение отношений Госдумы и Ельцина было во время голосования по кандидатуре главы правительства. Депутаты несколько раз срывали эти выборы и отклоняли предложенные президентом кандидатуры Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Острой была ситуация весной и осенью 1998 года, когда Госдума только после третьего голосования, под угрозой роспуска и досрочных выборов, утвердила Кириенко на должность главы правительства.

Ситуация изменилась в 1998 году, когда российская экономика вступила в острую фазу кризиса. Сергей Кириенко заявил о введении комплекса мер, “направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики” страны. Фактически это означало дефолт и девальвацию рубля.

Спустя несколько дней после выступления Сергея Кириенко экономический кризис усугубился кризисом политическим: все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Тогда Борис Ельцин подписал указ об отставке премьера Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина. Госдума была против и дважды отклоняла кандидатуру.

После дефолта 1998 года левое большинство Госдумы заставило президента Ельцина пойти на компромисс и внести в Госдуму кандидатуру на пост премьер-министра — Е. Примакова.

Законодательная деятельность Госдумы второго созыва отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику — это законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности

В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы.

Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс. Однако были приняты также и базовые законы, до сих пор регулирующие жизнь граждан: Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.

Всего за время работы второго созыва было принято почти 1,1 тыс. федеральных законов, из которых почти 750 вступили в силу.

Итоги работы Государственной думы I и II созывов

Практический законодательный итог деятельности депутатов оказался ничтожен – 1 норма у первого созыва и 3 у второго. Важнее оказался итог политический. Деятельность I и II Государственных дум показала, что никакие приемы правительства страны не в силах обеспечить присутствие в представительском органе только лояльных к нему людей. Даже депутаты, в целом настроенные антиреволюционно, демонстрировали оппозиционность.

Хотя после 1907 года открытые проявления революционности в обществе существенно уменьшились, последующие созывы Думы тоже оказались достаточно оппозиционными, чтобы создать нестабильность власти. Избранные представители российского населения не желали быть просто исполнителями монаршей воли, а самодержавие не демонстрировало готовности идти на существенные уступки настроениям масс.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector