20 дней после смерти: что происходит с душой человека, что делать родственникам, отмечают ли дату и как поминают, порядок действия

ОТПЕВАНИЕ

Чин отпевания – это особые молитвы об усопшем, которыми Церковь провожает своего члена в жизнь вечную. В руки усопшему вкладывается крест как символ исповедания Христа, на голову возлагается венчик как символ венца от Бога и устремления всех помышлений к Богу. На грудь обыкновенно возлагается икона Спасителя (мужчине) или Богородицы (женщине).

Во время отпевания близкие усопшего должны обязательно молиться вместе со священником о душе покойного. Стоять во время отпевания нужно благоговейно, вслушиваясь в слова молитв.

Недопустимо отвлекаться на свои мысли и на разговоры о столе, автобусах и других житейских вопросах. Что, как не наша совместная молитва будет наилучшим проявлением любви!

В начале отпевания все предстоящие зажигают свечи и гасят их после прочтения Евангелия и разрешительной молитвы. Погасшие свечи можно поставить на канон (квадратный подсвечник перед распятием в храме).

Чин прощания обыкновенно совершается в храме – при чтении особых прощальных стихир близкие покойного по очереди подходят ко гробу, целуют икону на груди, венчик на лбу, затем, попрощавшись, отходят, вставая за священником. По окончании прощания, священник совершает чин предания земле, посыпая усопшего землей со словами «Господня земля и исполнение ея вселенная, и вси живущие на ней», потом гроб закрывается и заколачивается, вслед за тем возглашается «Вечная память» усопшему.

Допускается прощаться после отпевания на кладбище, в этом случае священник не закрывает гроб, а чин предания земле совершается кем-либо из близких усопшего.

Молитва об усопших:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Евангелие от Иоанна, читаемое при отпевании:

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца
(Ин. 5:24-30)

О поминовении младенцев

Не дай Бог когда либо столкнуться со смертью детей, однако, нужно упомянуть и об этом. Крещеные младенцы отпеваются по особому чину, как не имеющие личных грехов.

Некрещеные младенцы не отпеваются и в церкви не поминаются, единого мнения об их участи Церковь не имеет, однако можно привести слова святителя Феофана Затворника: «А дети — все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию».

Тем не менее, если есть опасность смерти младенца, нужно приложить все усилия, чтобы покрестить его. Священник для крещения может быть допущен даже в реанимационное отделение. Крестить «страха ради смертнаго» (то есть при опасности смерти) может любой православный христианин, окропив младенца святой водой (допускается даже простая вода) со словами «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». После такого крещения, если Господь даровал исцеление, нужно в храме дополнить Крещение таинством Миропомазания.

О поминовении самоубийц

Поминовение самоубийц в церкви не допускается. Однако это не исключает наших домашних молитв о них.

Оптинский старец Леонид одному своему духовному чаду велел читать такую молитву:

«Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».

№ 8. Нужно ли отмечать день рождения умершего человека и день его смерти?

Обычно люди просто заказывают панихиду в этот день и молятся.

Надо отдавать себе отчет в том, что поминки, которые обычно устраивают, имеют двойное значение и историческое происхождение. С одной стороны, к сожалению, часто бывает на поминках, что люди просто употребляют спиртное, начинают смеяться, шутить и просто хорошо проводить время. Повод, по которому люди собрались, теряется, об усопшем уже никто особенно не вспоминает. С другой стороны, у поминок есть глубокие христианские корни: дело в том, что на поминки собирались разные люди, все, кто мог, и знакомые, и незнакомые, и нищие, и богатые — всех людей кормили для того, чтобы они в благодарность за это угощение поминали усопшего, молились о нем. То есть поминки воспринимались как милость от его лица.

Молитва живых за усопших

Церковь как живой организм Тела Христова принимает всех принявших Таинство Святого Крещения. Не только всех живых, но и всех уже прошедших свой земной путь. И в этом Богочеловеческом Теле Церкви действует благодать Божия,

Поэтому Церковь не оставляет без молитвенного попечения не только ныне здравствующих, но и своих усопших. Изменить их загробную участь к лучшему, оказывая поддержку горячей молитвой и искренней милостыней. Именно в этом смысл проблемы как поминать усопших.

Не стоит пренебрежительно относиться к испытанию души на мытарствах.

Мы верим, что Господь, видя нашу любовь к ближнему, простит ему вольные и невольные прегрешения.

Календарь поминовения

Традиционными поминальными днями являются следующие

Родительские субботы Великого поста

Церковь благословила три дня для особой молитвы об усопших Великим постом.  Это субботы второй, третьей, четвертой недель поста. В эти дни важно побывать на Литургии, причаститься самим и помолиться за усопших, подав записки.. Вселенская Мясопустная родительская суббота

Суббота мясопустная празднуется за неделю до начала Великого поста. Мясопустной называется, потому что приходится на одноименную неделю перед Масленицей, еще имеет название Малой масленицы

Вселенская Мясопустная родительская суббота. Суббота мясопустная празднуется за неделю до начала Великого поста. Мясопустной называется, потому что приходится на одноименную неделю перед Масленицей, еще имеет название Малой масленицы.

Троицкая родительская суббота. Троицкая — это вторая вселенская родительская суббота, когда Православная Церковь поминает всех умерших крещеных христиан. Приходится она на субботу перед праздником Троицы – Пятидесятницей.

Радоница, Радуница. Это день особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели – второй недели после Пасхи. В Фомино воскресенье православные вспоминают, что воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть. Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью. В этот день традиционно православные идут на кладбище, и там, у могилок своих родных и близких людей, славят Христа. Радоница, собственно, называется так именно по слову «радость», радостная весть о Воскресении Христовом. На кладбище поют пасхальный тропарь, кладут пасхальные яйца на могилки, служат литию.

Поминовение воинов 9 мая. Он установлен Церковью недавно – 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после Литургии в храмах совершают панихиду обо всех воинах, которые отдали свою жизнь за Родину.

Димитриевская суббота. Димитриевская родительская суббота — суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю.

Молитвами всех святых да хранит и да утешит вас Господь!

Как проводится поминовение умерших родственников после похорон?

В христианской вере существуют определенные дни, предназначенные для поминовения усопших.

Третьи сутки

Первые два дня душу покойного Ангел проводит по местам ее земных воспоминаний

На третий день Господь велит душе подняться на небеса для поклонения, поэтому церковное поминовение души так важно

После 3 дня Ангел сопровождает душу в рай. Там она шесть дней смотрит на их необычайную красоту, забыв всякую скорбь. Но если душа грешна, то при виде наслаждений святых начнет упрекать себя.
В девятый день Господь повелевает Ангелам снова представить душу к Нему на поклонение. В это время святая Церковь опять молится за усопшего. На 9-й день родственники покойного собираются вместе в узком семейном кругу и вспоминают о нем только хорошее.

40 день и годовщина

Поминовение в сороковой день после смерти совершается, чтобы душа покойного взошла на святую гору Небесного Синая и удостоилась лицезреть Бога. Затем она сможет достигнуть блаженства и поселиться на небесах вместе с праведными. После второго поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, где она смотрит на муки грешников.

40-й день после смерти близкого очень важен, так как душа новопреставленного человека в третий раз возносится на поклонение Богу. В этот день крайне необходимо молиться о душе усопшего.

На 40-й день принято звать всех, кто хорошо знал покойного.

Кроме того, усопших поминают и в такой день, как годовщина их смерти. В этот день всегда собираются родные и друзья, чтобы почтить память умершего.

Как посещать кладбище для поминовения:

  1. Зажгите свечку на могиле. Чтобы она не задувалась ветром, приобретите закрытый подсвечник.
  2. Пригласите священника для совершения чина литии при поминовении усопших. В случае если это невозможно, то можно самостоятельно свершить краткий чин.
  3. Можно молиться и своими словами. Главное — это искреннее обращение к Богу.
  4. После молитвы нужно прибраться на могиле и вспомнить покойного добрым словом, предаваясь хорошим воспоминаниям о нем.
  5. Не стоит есть и пить на кладбище. Неправильно также оставлять на могиле еду или напитки, так как этот обычай является пережитком язычества.
  6. Рядом с могилой покойного можно оставлять вещи, которые были важны для него при жизни, или свежую семейную фотографию.

Как поминать в церкви:

  1. Поставьте свечку за упокой души усопшего.
  2. Подайте записку «О упокоении» для поминовения по имени. Имена некрещеных также, как и самоубийц упоминать в записке нельзя.
  3. При желании Вы можете завести помянник.
  4. Также в церкви проводят панихиды — специальные поминальные службы.
  5. Вы можете подать милостыню нуждающимся и попросить молиться о покойном.

Другие даты

Церковью установлены и особые дни поминовения:

  • Суббота мясопустная. День поминовения усопших православных христиан и своих покойных родителей.
  • Суббота Троицкая. Это вторая родительская суббота.
  • Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.
  • Радоница. Только 30 апреля можно поставить свечку в храме за поминовение человека, которого в другие дни церковью поминать не разрешается. Священники советуют самостоятельно молиться о самоубийцах, но предупреждают, что это безнадежное и опасное дело для желающих помочь.
    Некрещеный не может поминаться в храме. Его посмертная участь остается на усмотрение Господа. Но родственники и близкие покойного могут молиться о нем дома.

Сильная молитва за упокой – молебен

Ежедневно после утренней службы священник читает записки, поданные на молебен об умерших перед Распятием, которое напоминает нам: Христос умер и воскрес, чтобы после смерти нас ждала жизнь вечная с Ним.

  • Имена усопших вписывают в записку «О упокоении» и подают перед утренним богослужением; можно и после него, но вы можете опоздать, тогда записку прочитают на молебне в следующий день;

Вписывая имена в записку, поминайте их словами «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоего (Твоей)…» Тогда вы не просто «закажете обряд», но положите начало молитве;

Обычно в записку пишут до 10 имен, не умещайте на один листок больше – возьмите еще записку;

Пишите имена в родительном падеже, то есть «О упокоении (кого?) Алексея, Лидии…»;

Указывайте имена умерших, данные им при крещении; в сомнительном случае обратитесь с вопросом к сотрудникам храма или священнику;

Не пишите ничего, кроме имен, например, отчества, фамилии или звания;

Если человек скончался недавно и не минуло 40 дней после смерти, напишите – новопреставленного (новопреставленной); в других особых случаях смерти пишется: младенца (до 7 лет), отрока (от 7 до 17 лет), убиенного (убиенной – то есть убитого или убитой).

Отметим, что молебен за упокой души, сорокоуст, записка на проскочили или ектению, панихида – разные богослужения. Уточните, куда будет подана записка в храме, который вы посещаете.

Нужно помнить, что молитва – не обряд и не заговор. Как и в общении с обычными людьми, чтобы верно общаться с Богом, нужно соблюдать следующие правила. Это скорее правила диалога, беседы с Ним, чтобы вам самому услышать слова Творца в своем сердце:

  • Молитесь осознанно, слушайте слова молитв.

Молитесь на заказанном вами молебне от начала до конца. Это не молитва, которой помолятся «за вас», пока вы отдыхаете. Священник молится о вас от имени всей Церкви.

Уточните время молебна заранее. Обычно он совершается после утренней Литургии.

Верьте, что Бог слышит вас. Он все обстоятельства сделает так, как лучше для вас. Все мы должны пройти через определенные трудности, получив жизненные уроки, став сильнее, умнее и добрее.

Молитесь Господу и дома, просите Его о помощи умершему, говорите с Ним и о любых ваших трудностях, благодарите за Его заботу. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием Господу и Пресвятой Богородице. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.

О чтении Псалтири за усопших

Чтение Псалтири в память усопших приносит им великое утешение, ибо это чтение приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых. «Псалтирь… за весь мир Бога молит», — пишет святитель Василий Великий.

Во многих местах есть обычай просить священнослужителей в монастыре или лиц, специально этим занимающихся, почитать Псалтирь в память усопших (эта просьба соединяется с подачей милостыни за поминаемых). Но гораздо утешительнее для поминаемых, если мы будем читать Псалтирь сами, показывая, что лично хотим потрудиться в память усопших, а не заменяя себя в этом труде другими. Подвиг чтения Псалтири будет не только как жертва Господу за поминаемых, но и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. И, наконец, сами читающие Псалтирь получат от слова Божия и великое утешение и великое назидание, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело и сами чаще всего не присутствуя даже при нем.

В богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке домашнего чтения Псалтири по усопшим. Если чтение Псалтири совершается только ради поминовения, необходимо после каждой «Славы» и после каждой кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении Псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае заупокойного тропаря «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего» или «Помяни, Господи, душу усопшей рабы Твоей (усопших раб Твоих)», причем во время чтения полагаются поклоны, а самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения Псалтири за упокой.

Есть практика чтения одной 17-й кафизмы, происходящая за недостатком времени.

Чтение Псалтири является молитвой Господу. Отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать Псалтирь по одной кафизме ежедневно, указывая, что непременным условием чтения является благочестие и чистота сердца.

Когда усопший лишается церковного поминовения

В вопросе, как поминать усопших, неизбежно придётся столкнуться с негативными примерами. Особенно прискорбны случаи, когда церковное поминовение усопших является невозможным. В Церкви нельзя поминать (совершать церковное поминовение: отпевание, панихиды, проскомидии) за некрещеных и самоубийц. Но если последние были психически здоровы. Посоветуйтесь по этому вопросу со священником.

Некрещеные не являлись членами Церкви Христовой, не веровали в Христа и Его спасительную Жертву. Но за них возможна домашняя молитва, например мученику Уару. Самоубийцы самовольно отвергли жизнь как дар Божий.

Церковь, отказывая самоубийцам и некрещенным в поминовении перед Престолом Божиим, тем не менее, не выносит им окончательный приговор, отдавая их души на праведный Суд Божий. В утешение родственникам и близким самоубийц Церковью составлен «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго», который можно читать на домашней молитве.

Кроме домашней молитвы, в память о наших несчастных усопших мы можем совершать милостыню и дела милосердия нуждающимся людям. Остается надежда на слова Священного Писания о том, что «милосердием и правдою очищается грех». (Притч.16:6) 

Уповая на милосердие Божие, будем трудиться и над своей душой, помня слова преподобного Паисия Святогорца:

Как поминать усопших

По православному обычаю человеку, находящемуся при смерти, можно оказать молитвенную поддержку. Это будет чтение так называемой “отходной” – «Канона молебного при разлучении души от тела». Этот канон читается над умирающим для облегчения его телесных и душевных страданий. Такая молитва способствует переходу души в Вечность.

Как поминать усопших? В течение первых трех дней после смерти у гроба покойного принято зажигать свечи и непрерывно читать Псалтирь. Если нет возможности организовать такое чтение, то можно прочитать все кафизмы Псалтири, с перерывами.

Обычно до похорон проводят чин погребения (отпевание). Отпевание совершается священником в храме, куда доставляют гроб с усопшим, или на дому. В некоторых случаях отпевание совершают заочно после похорон.

Канон «Последование по исходе души от тела» из чина погребения можно прочитать у гроба покойного в первый день после смерти.

По благочестивому обычаю христиан мы также заказываем церковное поминовение об упокоении наших ближних на Литургии на сорока службах (сорокоуст). Этими молитвословиями мы испрашиваем у Господа спасения души для наших умерших и избавления их от мук и скорбей.

Опыт Церкви свидетельствует, что такое молитвенное «сопровождение» усопшего православного христианина принесет пользу его душе.

Что такое церковное поминовение

Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении».

В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

Куда попадает человек после смерти

Этот вопрос мучил разум людей с древнейших времён. Куда уходят умершие, куда попадает человек после кончины? Куда улетает душа после смерти физической оболочки.? Традиционный ответ дают все религии, говоря о другом царстве, загробном мире, куда проследует всякий умерший. Подобное название неслучайно: потусторонний — «по ту сторону», а загробный — «за гробом».

В христианской традиции мытарства происходят на третий день после смерти, длящийся для каждого столь долго, насколько сильны грехи. Прошедшая душа кланяется Богу, и в последующие тридцать семь земных суток после смерти путь души проходит через чертоги Небес и бездны Ада. Дух ещё не ведает, где ему придется остаться до прихода Страшного Суда. Ад или Рай — сообщается на сороковой день, и обжаловать приговор Небесного Суда невозможно.

Близким людям и родственникам усопшего стоит в течение последующих сорока дней после смерти дорогого человека просить помощи его душе. Молитвы — та посильная помощь, которую христианин оказывает другому на долгом посмертном пути. Это облегчает участь грешника и помогает праведнику, оказывается тем духовным золотом, что не тяготит дух и позволяет искупить грехи. Там, куда девается душа после смерти, молитва дороже злата, искренняя, чистая, честная, которая слышна Богу.

Преподобный Макарий Александрийский

Преодолев мытарства и окончив земные дела, отбросив их, душа знакомится с истинным миром по ту сторону бытия, одна из частей которого станет ее вечным домом. Если слушать откровение преподобного Макария Александрийского, молитвы по усопшим, поминовение, принятое свершать на девятый день после смерти (троекратно по три, священное божественное число, схоже с девятью ангельскими чинами), связано с тем, что после этого дня душа покидает Рай, ей показываются все бездны и кошмары Преисподней. Продолжается это до сорокового дня.

Сорок дней — общее число, примерная модель, на которую ориентируются в земном мире. Каждый случай индивидуален, примеры посмертного путешествия будут бесконечно варьироваться.

На всякое правило существует исключение: некоторые усопшие завершают пути раньше или позже сорокового дня

Сама традиция важной даты пошла от описания посмертного путешествия святой Феодоры, в котором её путь в глубинах Ада был завершен через сорок земных суток

Что говорить на поминках

Первое слово на поминках традиционно получает глава семьи. В дальнейшем обязанность следить за общей беседой и мягко направлять её возлагается на одного из родных, но всё же не на ближайшего родственника, чьё горе воспринимается пока очень остро. На эту роль выбирают человека, который хорошо знал покойного, и кто способен управлять столом.

К поминкам не применимы привычные нормы застолья. Паузу в траурной речи от нахлынувшего горя не стоит закрывать пустыми репликами, тем более, на отвлечённую тему. Молчание на поминках — это не только нормально, но и правильно: в тишине каждый вспоминает умершего и полнее ощущает свою связь с ним.

Мнение церкви о поминовении усопших

Церковь настаивает на том, что поминовения необходимо производить как можно чаще: в особые и обычные дни. Главные слова люди произносят на Божественной литургии, на которой приносится бескровная жертва Богу.

После литургии рекомендуется провести панихиду. Панихида служится перед кануном, представляющим собой столик с распятием и несколькими подсвечниками. Сюда же приносят пожертвования на храм и его ремонт. Заказывают и сорокоуст до и после пришествия 40 дней с момента кончины.

Таким образом, было рассказано, как помянуть усопшего и когда поминают усопших после кончины. Дни повиновения приходятся на третье, девятое и сороковое число дней после смерти.

При этом совершается ряд русских православных обрядов и молебнов, несущих в себе цель помолиться за усопших родителей, детей или друзей.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Зачем поминать усопших

Традиция поминовения умерших сложилась достаточно давно. Согласно византийско-христианскому обряду, как писалось выше, проводились поминки три раза:

  1. В день похорон, что на самом деле третий день со дня смерти, даже если она наступила незадолго до полуночи.
  2. На девятый день со дня смерти.
  3. На сороковой день (так называемые сороковины).

Далее процедуру повторяют каждый год в день смерти, а не раз в полгода, вопреки мнению некоторых людей. Сам обряд уходит своими корнями далеко в древность.

Некое подобие поминок есть и в вероисповедании других народов, так как многие связывают свою веру с бессмертием в другом мире. По христианским традициям вся процедура в конечном итоге сводится к поминальной трапезе.


Просфора для поминания людей при проведении Литургии

Поминки это не простой обед в честь умершего человека. Это особый и священный ритуал, имеющий цель помянуть человека, дать усопшему дань уважения и вспомнить все хорошее, что он сделал в своей жизни. В этом и заключается смысл обряда и зачем его проводят.

Помощь близкому умершему человеку молитвой

Помочь усопшему и за гробом вы можете

  • Молитвой «Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная» – или кратко «Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей)». Читайте ее сразу после смерти человека во время чтения Псалтири после каждого псалма или просто по возможности в течение дня.

Ежедневным чтением молитв, которые будут приведены в конце статьи, посещением богослужений с молитвой об усопшем и о своей душе.

Заказом богослужений в храме: отпевания, заочной панихиды, сорокоуста об упокоении.

Милостыней за упокой души. Это значит, что вы жертвуете свои материальные средства или время в помощь другим людям. Вы можете не просто подавать деньги нищим – тем более, что сейчас всем известно, насколько выпрашивание милостыни стало бизнесом, – а жертвовать деньги в детские дома, хосписы, дома престарелых, благотворительные фонды. Можете про себя говорить или писать, отдавая деньги: «На помин души (за упокой души) (имя)». Кроме того, вы можете некоторое время побыть волонтером одной из благотворительных организаций. Это будет ваш труд для души умершего.

Панихида – заупокойное чинопоследование, но не отпевание. На нем с молитва поминаются умершие, просится им милосердие Божие, прощение грехов и жизнь вечная.  Первая панихида совершается над новопреставленным, еще до погребения, затем на третий, девятый, сороковой день. Отмечаются панихидой и годовщины смерти, дни рождения и именины. Кроме особых, существуют общие панихиды и панихиды по всем усопшим христианам – Вселенские. Совершаются общие и Вселенские панихиды в особо выделенные Церковью дни. Родительские субботы – это дни, когда каждый православный христианин может особо помолиться за своих близких умерших. Русской Православной Церковью установлено семь таких дней в году. Завершающая часть панихиды – лития. В переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление.

Молитва – это общение с Господом, лучшим Врачом и Утешителем. Что невозможно человеку – преодолеть горе безболезненно, без вреда здоровью – то возможно Богу. Только Он может благодатью Своей помочь и вашему близкому усопшему, и вам обрести надежду и радость. Молитва поможет вам понять, что жизнь не только скоротечна и может завершиться внезапно, но что она имеет смысл в вечности. Нужно и самому готовить свою душу, ценить жизнь и близких людей, не творить зла и несправедливости.

Как поминать на домашней молитве неправославных

На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном Богослужении. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился об умерших язычниках и это приносило им отраду. Святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель Православия, как преподобный Феодор Студит, не допуская открытого поминовения на Литургии усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для близких их поминовение тайное: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector