Церковь михаила архангела (никольское-архангельское)

Как добраться

Территория кладбища хорошо организована и за ней ведется должный уход. Чтобы знать как проехать по адресу нужно точно запомнить, что кладбище находится в Балашихинском районе, на Носовихинском шоссе 16. если Вы добираетесь на собственном транспорте, то Вам в помощь придет навигатор, который укажет путь по заданному адресу.

Но если Вы добираетесь самостоятельно, то должны знать, как доехать до Николо-Архангельского кладбища. Есть несколько способов того, как можно добраться до него, но у всех них первоначальная точка отправления – станция метро. Как доехать от метро:

Для этого первоначально необходимо добраться до станции метро «Николо-Архангельский проезд» или «второй московский крематорий».Если Вы добираетесь от станции «Выхино», то воспользуйтесь автобусом № 706 или маршруткой 39м.От станции «Щелковская» идет автобус № 706 или маршрутка 102 м.От метро «Новокосино» — автобусы № 706, 760, 760 К до конечной остановки «2-й московский крематорий».

Обязательно к прочтению: Как доехать до Хованского кладбища, могилы знаменитостей, часы работы

Часы работы

Есть также и определенные часы работы Николо-Архангельского кладбища. Они зависят от времени года:

Полезные статьи:

Он не будет больше пить Один молодой мужчина совершенно спился, все таскал из дома. Жена не выдержала такой жизни и ушла с ребенком. Друг его узнал, что в Вырице живет старый монах, который лечит алкоголиков, и начал уговаривать поехать: может быть, старец поможет исцелиться.Тот долго отказыва�… Читайте далее

«ЗАПОВЕДИ» МНОГОДЕТНОЙ МАМЫ-МАТУШКИ АННЫ РОМАШКО 1) Не усложнять себе жизнь многими заботами. 2) Любить всех, кто рядом с детьми. Всегда благодарить тех, кто помогает нам воспитывать и образовывать их. 3) Не быть суетными и тщеславными, не гнаться за успехом, не требовать от ребенка достижений. 4) Научить себя и детей приноси�… Читайте далее

«ЗА САШУ…» События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей.Первым встал на защиту мальчишек �… Читайте далее

ПРАВИЛО ТРЕХ МИНУТ Оказывается, есть такое важное правило – правило “трех минут”. Оно работает, как для супругов, так и для детей

Когда родители в семье начинают выполнять это правило, то замечают, что оно очень многое меняет в отношениях к лучшему.Правило “первых трех минут” заключаетс�… Читайте далее

с октября по апрель с 9.00 до 17.00,с мая по сентябрь с 9.00 до 19.00.

Также для желающих на территории кладбища есть место для захоронения урн с прахом в землю, есть и колумбарии закрытого и открытого типа. Новые захоронения гробом не проводятся, но есть исключение для родственников, когда захоронение проводить в семейные, родственные или родовые могилы. Расписание работы Николо-Архангельского кладбища составлено так, чтобы приезжающие могли посетить могилы своих родственников.

Кроме того некрополь известен наличием могил известных людей. И поэтому сюда также приезжают туристы, поклонники, которые желают посетить могилы своих кумиров.

Центр религиозного просвещения

Как было сказано выше, антирелигиозные кампании, прокатившиеся по стране в годы коммунистического правления, обошли её стороной, и церковь оставалась действующей в период всего тяжкого лихолетья. За этот период в ней сменилось несколько поколений священников, многие из которых остались в памяти жителей Балашихи как истинные проповедники слова Божьего и добрые пастыри Его стада.

В наши дни их преемники ведут активную работу по религиозному просвещению населения, столь необходимую после многолетнего господства материалистической идеологии. Действующая при церкви Михаила Архангела в Никольском-Архангельском воскресная школа является одним из благодатных источников знаний, которые столь необходимы молодому поколению россиян.

Новая жизнь на реке Пехорке

Начиная разговор о церкви Михаила Архангела в Никольском-Архангельском, нельзя не обратиться к истории этого весьма живописного подмосковного края. Известно, что интенсивный толчок к развитию он получил в конце XVI столетия, когда через глухие лесные чащобы были проложены дороги, в связи с чем широкая и судоходная, по тем временам, река Пехорка потеряла своё транспортное значение. Это позволило на ней и её притоках Вьюнке, Малашке, Чёрной и Серебрянке соорудить плотины, вода с которых приводила в действие колёса мельниц, мелких прядильных фабрик и других кустарных предприятий. Так глухой некогда район постепенно становился обжитым промышленным краем.

Церковь в лесном краю

Одно из находившихся в тех краях сёл, упоминаемое в письменных памятниках XVI века под названием «Ступишино, Зворыкино тож», принадлежало старинному боярскому роду Турениных. В 1641 году его купил у прежних владельцев боярин Стрешнёв и тогда же возвёл на его территории деревянную церковь, которую освятили в честь Архангела Михаила. Об этом свидетельствует запись, сделанная в «Отказной книге», датированной 1646 годом. Именно эта постройка является давней предшественницей сохранившегося до наших дней каменного храма, о котором пойдёт речь в статье.

Купив село, боярин Стрешнёв через 10 лет, по ряду обстоятельств, был вынужден расстаться с этой своей собственностью и уступить её князю Юрию Алексеевичу Долгорукову. Располагая достаточными средствами, новый хозяин в 1676 году приказал полностью разобрать находившуюся на территории села церковь, так как счёл её изрядно обветшавшей, и на её месте построить новую, также деревянную, и вновь освятить её в честь Архангела Михаила.

Николо-Архангельское кладбище

На правах рекламы

Добраться до погоста есть возможность как с помощью метро, так и на автобусе, а также воспользовавшись личным автомобилем.

Николо-Архангельское кладбище расположено к востоку от Москвы, в Балашихе, вблизи района Новокосино. Здесь есть Восточная и Центральная территории, действующий храм, крематорий. Здесь есть все необходимое, возможность взять инвентарь напрокат.

Управляет кладбищем ГБУ Ритуал.

Кладбище — закрытого типа. Участки доступны для родственных подзахоронений — по прошествии санитарного срока. Также можно приобрести места под родовое захоронение на аукционе департамента торговли и услуг правительства Москвы.

Крупный крематорий, работающий на кладбище, долгое время считался одним из наиболее крупных в Европе.

На кладбище много захоронений знаменитостей. Здесь похоронены ученые и деятели искусства, а также культуры, сорок Героев СССР и Герои России.

Особое место занимают могилы, где покоятся моряки подводной лодки Курск, а также военные, которые погибли во время спасательной операции в Беслане.

Есть возможность заказать и приобрести надгробный памятник через тендер среди гранитных мастерских Москвы и области.

Благодаря официальному сайту, становится возможным ознакомиться с услугами, которые оказывает администрация кладбища. На сайте вы сможете найти контактные данные, посмотреть подробно карту некрополя.

На сегодняшний день территория традиционного кладбища переполнена. Захоронения возможны только на выкупленных местах, могилах родственников. Крематорий позволяет сжигать тела умерших людей. Прах пересыпают в специальную урну, отдают родственникам. Сосуды есть возможность разместить на кладбище на территории колумбария — открытого либо закрытого типа.

Каждый день происходит огненное погребение. После того как родственники получают прах умершего, они покупают урну и ячейку в колумбарии.

Благочестивое начинание князя Долгорукова

В 1748 году князь Александр Владимирович Долгорукий ─ правнук Юрия Алексеевича ─ обратился к руководству Московской духовной консистории за разрешением построить в своём подмосковном селе Архангельском двухэтажный каменный храм. Он должен был прийти на смену возведённой ранее и крайне обветшавшей к тому времени деревянной церкви Архангела Михаила.

Несмотря на то что его прошение было встречено весьма благосклонно, выдача соответствующих документов затянулась, и начать работы удалось лишь через 19 лет. К этому времени в соседнем селе Никольском сгорела церковь, и его жители были приписаны к Архангельскому приходу. Новообразованный объединённый приход стал именоваться Никольским-Архангельским.

История

Село Архангельское

Село Архангельское известно с XVI века. Оно принадлежало княжескому роду Турениных и именовалось «Ступишино, Зворыкино тож». В 1641 году село перешло к боярину В. И. Стрешневу. Первое упоминание о Михаило-Архангельской церкви можно найти в Отказной книге, запись за 1646 год: «За боярином Василием Ивановичем Стрешневым, в вотчине село Зворыкино, в селе церковь Архангела Михаила, двор боярский и пять дворов крестьянских».

В 1651 году село приобрёл князь Юрий Алексеевич Долгоруков. Уже при нём, в 1676—1677 годах взамен обветшалой, была построена новая деревянная церковь. В эти же годы название села меняется на Архангельское. Долгоруковы владели этим селом на протяжении десяти поколений, а храм служил их усыпальницей. В числе прочих здесь был похоронен московский губернатор князь Ю. В. Долгоруков.

Долгоруковы ведут свой род от святого мученика Михаила, князя Черниговского, также изображение Архистратига Михаила присутствует на их родовом гербе.

Строительство храма

Храм венчает восьмерик с небольшим барабаном и маленькой главкой

В 1748 году правнук князя Юрия Алексеевича, князь Александр Владимирович Долгоруков обратился с прошением в Московскую духовную консисторию за разрешением построить в своем имении новую каменную церковь. В 1760 году в соседнем селе Никольском после пожара погибла деревянная церковь Николая Чудотворца. В 1767 году Никольский и Архангельский приходы были объединены, новый приход стал называться Никольским-Архангельским.

Новая церковь Михаила Архангела строилась неподалёку от старой деревянной, сгоревшей в 1770 году. В 1773 году строительство новой церкви и колокольни было практически закончено. Полностью готовый нижний храм освятили в честь Николая Чудотворца, а боковые приделы в честь пророков Илии и Софонии. В верхнем, Архангельском храме, строительные работы на тот момент ещё продолжались.

Из-за просчётов при проектировании и строительстве построить здание церкви согласно первоначальному плану не удалось. К 1789 году церковь перестроили, в нижнем храме были разобраны боковые приделы. После перестройки в храме осталось только два освящённых престола: в честь Архангела Михаила — верхний летний храм и в честь Николая Чудотворца — нижний тёплый.

Новейшее время

Во время Отечественной войны 1812 года французы не тронули храм, несмотря на то, что проходили через Николо-Архангельское село. В годы Советской власти церковь Михаила Архангела не закрывалась, более того, удалось сохранить нетронутыми бесценные древние «намоленные» иконы, церковную утварь и внутреннее убранство храма. В настоящее время в пятиярусном иконостасе храма расположены иконы, относящиеся к времени постройки храма.

Архитектурных памятников подобно Николо-Архангельской церкви на московской земле не сохранилось. Церковь построена из кирпича, украшенного вставками из белого камня, в стиле московского барокко. Центральная часть, выполненная по схеме «восьмерик на четверике», поставлена на высоком подклете нижнего храма (Никольского). К верхнему (Архангельскому) храму ведут две лестницы, симметрично расположенные по обе стороны от колокольни. Церковный интерьер украшен богатой лепниной и расписан. В настоящее время (2009 год) в храме ведутся реставрационные работы.

Возведение каменной церкви

Известно, что новую каменную церковь Михаила Архангела (Никольское-Архангельское) удалось построить гораздо быстрее, чем оформить необходимые в таком случае документы. Если господам консисторским чиновникам потребовалось 19 лет, то строители нового храма уложились в шесть. Благодаря этому в мае 1773 года каменный храм торжественно освятили. Это было как нельзя кстати, поскольку за три года до этого пожар уничтожил ту самую древнюю деревянную церковь, на смену которой возводилась новая постройка.

Однако через некоторое время было замечено, что между стенами основного здания и его боковыми пределами появились всё увеличивающиеся трещины, что свидетельствовало о явной ошибке проектировщика. Поскольку иного решения найдено не было, в 1789 году боковые пределы разобрали, и, таким образом, в церкви Михаила Архангела (Никольское-Архангельское) осталось лишь два престола: в верхнем этаже — Архангела Михаила, а в нижнем — Святителя Николая Чудотворца.

Родовое имение Долгоруких

Примерно в те же годы князь повелел изменить название принадлежавшего ему села и впредь именовать его Архангельским. Одним из его начинаний было создание системы искусственных прудов, с трёх сторон охвативших участок, на котором был расположен деревянный храм. Благодаря этому в наши дни построенная на том же месте каменная церковь необычайно красиво выглядит в период весеннего половодья, когда, окружённая водой, она предстаёт, как корабль спасения, плывущий среди житейского моря.

Известно, что село Архангельское находилось во владении десяти поколений представителей Долгоруковых, став родовым имением. Архангел же Михаил был изображён на их фамильном гербе, что явилось одной из причин освящения вновь построенной церкви в честь этого бесплотного предводителя Небесной рати.

Церковь, хранимая Богом

В отличие от иных храмов нашей страны, история церкви Михаила Архангела в Никольском-Архангельском не отмечена сколько-нибудь серьёзными потрясениями и бедами. С момента постройки и до сего дня она ни разу не горела, и даже в тяжёлом для России 1812 году Господь уберёг её от разграбления и поругания, хотя наполеоновские войска, двигаясь к Москве, проходили через село.

Столь же удачно сложилась её судьба и в период безбожного лихолетья, когда по всей стране были закрыты, а часто и разрушены тысячи приходских и монастырских храмов. Более того, причту и прихожанам удалось в целости сохранить древние, веками намоленные иконы, являющиеся по сей день главными святынями церкви Михаила Архангела (Никольское-Архангельское), адрес которой: город Балашиха, ул. Чёрная дорога, д. 16А

Бывшая усадьба Никольское-Архангельское и её храм

В 7149 (1641) г. Дорофей Пустынников продал свою вотчину бо­ярину Василию Ивановичу Стрешневу, при котором в деревне Зворыкине построена была церковь. В переписных киигах 154 (1646) г. записано: «за боярином Васильем Ивановичем Стрешневым в вотчине село Зворыкино, в селе церковь Архангела Михаила, двор боярский и 5 дв. Крестьянских». В 1651 году Зворыкино куплено у боярина Стрешнева князем Юрием Алексеевичем Долгоруковым при этом владельце оно называлось по церкви селом Архангельским (Поместн. Прик., по гор. Москве, столб. 230, № дела 11; пе­реписн. кн. 9809, л. 418—419).Под 7185 (1676 —1677) г. написано: «по выписке за пометою, дьяка Перфилия Семенникова, прибыла вновь церковь Архангела Ми­хаила в вотчине боярина князя Юрья Алексеевича Долгорукова, в селе Архангельском и по указу пaтpиapxa положено дани с попова и с церковных причетников и с боярского и с приходских дворов 6 алт. заезда гривна. И января в 23 день те деньги платил тоя церкви поп Андрей. Да с него же, попа Андрея, взято венечных пошлин со 167 по 185 (1659—1677) год с 5 отров по 4 алтына да с двух полудвоеженцев, женилися на девках, по 6 алт., всего 32 алтына» (Патр. Прик. кн. 88, л. 285).По дозорным книгам Патр. Каз. Приказа 7188 (1680) г. «в селе Архангельском церковь Архангела Михаила деревянная, а по­строена та церковь изстари, пашни и сенных покосов к той цер­кви нет, у церкви во дворе поп Андрей Андреев с причетники и ему, попу, с причетники выдастся руга» (Патр. Прик. дозорн. кн. 141, л. 240 об.).После боярина князя Юрия Алексеевича Долгорукова имение досталось его сыну князю Михаилу, а в 1683 г.—родным внукам князьям Ивану, Петру, Владимиру и Василию Михайловичам Долго­руковым и за последними оно утверждено того же года отказною книгою, в которой между прочим говорится: «отказано князьям Долгоруково сельцо Ступишино, а Зворыкино тож, что ныне село Архангельское, на пруде, а в селе церковь Архангела Михаила с приделом пророка Сафония деревянная» (Отк. кн. 14, № 55, по гор. Москве).В 1704 г. в селе Архангельском, принадлежавшем князю Владимиру Михайл. Долгорукову, находились: двор вотчинников, двор скотный и 6 дворов конюхов с 17 челов. и двор конюха в сельце Верховицеве; по смерти кн. Владимира Мих. владел селом его сын князь Сергей, а от него перешло в 1735 г. к его жене вдове княгине Александре Яковлевне, урожд. Лобаново-Ростов­ской, потом оно было продано родным её племянником Иваном Ивановым Лобаново-Ростовским (в 1757 г.) князю Александру Владимировичу Долгорукову, умерш. 1-го ноября 1759 г., а после пе­решло к его двоюродному брату князю Владимиру Петровичу Долго­рукову. В 1769 г. село Архангельское с селом Никольским на­ходилось во владении у князей Юрия и Василия Владимировичей Долгоруковых (Вотч. Колл. по гор. Москве, мол. кн. 72, № дела 11 и вязка 4, № дела 7).При церкви Архангела Михаила были священники: Михаил Семенов (1704—1709 г.) и Алексей Семенов (1716 —1726 г.)».По соседству, на территории поселка Салтыковка раскинулся огромный «русский сад» — один из лучших в Подмосковье. Когда-то здесь располагался архитектурный ансамбль, ныне, увы, утраченный.Парк площадью 180 га с каскадной гидросистемой, в которую входят Золотой, Серебряный и спущенный Княжий пруд, и сегодня отчасти сохраняет свою структуру, с сеткой аллей и живописно проложенными дорожками. Регулярная часть парка с боскетами и рядовыми посадками древесных насаждений отделена от пейзажной водной гладью Золотого пруда. На его берегу был грот. Комплекс усадебных построек, возведённый во второй половине XVIII века и позднее значительно обновлённый, просуществовал до конца XIX столетия. От него осталось единственное здание конца XVIII века — руинированный двухэтажный дом управляющего.

Захороненные знаменитости

На кладбище есть специальная аллея славы, на которой шествия происходят еженедельно. Это необходимо для того, чтобы почтить память героев России и СССР, похороненных в этом месте. В это число входят:

  • Н.С. Батюшин, руководитель службы разведки;
  • Ю.Н. Данилин, участник северокавказских боевых действий;
  • В.Е. Дудкин, майор ФСБ РФ;
  • М.А. Мясников, участник бесланских военных действий;
  • А.А. Туркин, участник бесланских военных действий, и много других героев, не раз спасающих людские жизни. Память о таких людях постоянно чтится на шествии, в котором может поучаствовать любой желающий.

В число деятелей науки, погребенных на данном кладбище, входят:

  • И.И. Акимушкин, советский биолог — зоолог;
  • В.С. Берковский, учёный в области металлопроката;
  • А.П. Мазовер, эксперт в области кинологии;
  • Л.В. Милов, выдающийся учёный — историк;
  • А.В. Погорелов, советский учёный, эксперт в области точных наук.

Немал также и список актёров, режиссёров, сценаристов и других известных имён в сфере кино:

  • И.С. Аскенчук — советский художник — мультипликатор, автор известнейших сказок и мультфильмов;
  • Р.И. Гладунко — советская актриса, известная по фильмам «Весенние грозы» и «Часы остановились в полночь»;
  • М.Ф. Ковалёва — заслуженная актриса РСФСР;
  • А.С. Мкртчян — режиссёр, самой известной работой которого является фильм «Земля Санникова»;
  • Р. З. Муратов — заслуженный артист РСФСР, известный по роли Василия в х/ф «Джентельмены удачи»;
  • Ю.Д. Саранцев — талантливейший актёр театра и кино.

Деятели культуры и искусства:

  • Л.П. Азарова — известная художница;
  • В.Н. Корнилов — автор популярного романа «Демобилизация»;
  • Я.З. Шведов — поэт, автор текстов для песен («Смуглянка» — одна из самых популярных работ);
  • И.В. Соболь — автор военных песен;
  • Г.Б. Плисецкий — известный поэт и переводчик.

Известные спортсмены:

  • Б.Н. Греков — заслуженный тренер по боксу;
  • Ф.П. Симашев — советский лыжник.

Популярные исполнители, певцы и музыканты:

  • В.Я. Векштейн — основатель групп «Ария» и «Поющие сердца»;
  • А.М. Кулешов — участник группы «Любэ»;
  • Ж.В. Копылова (Фриске) — российская светская львица, певица и актриса;
  • Л.П. Семаков — советский исполнитель — бард;
  • К. Е. Пенхасова (Катя Огонёк) — исполнительница песен в стиле «шансон»;
  • П.И. Нечепоренко — музыкант — балалаечник.

К многим из этих могил устраиваются экскурсии с подробными рассказами о жизни и творческих успехах известной личности. Ежедневно их посещают не только родственники и друзья погибших, но и обычные люди, желающие помочь облагородить территорию или просто побольше узнать о кумире и почтить его память.

Село, ставшее городом

В 1830 году село Николо-Арханнгельское, расположенное к востоку от Москвы, вошло в состав новообразованного г. Балашихи. Произошло это после того, как князь Трубецкой вместе с местным купцом Павлом Молошниковым основал на реке Пехорке возле села Блошино небольшую фабрику, предназначенную для производства сукна. Их начинание имело успех, и со временем на месте деревянных построек поднялось пятиэтажное каменное здание, в котором размещались производственные помещения.

В 1850 году на фабрике трудилось уже более 500 человек, а бывшая деревня превратилась в г. Балашиху с населением, превышавшим 2 тыс. человек. Со временем находившаяся на его территории церковь Архангела Михаила стала главным духовным центром Балашихинского викариатства ─ церковно-административной единицы, входившей в состав епархии.

Как выглядит церковь, находящаяся в Балашихе?

С тех пор никаких существенных реконструкций здания не производилось, и поэтому описание церкви Михаила Архангела в Никольском-Архангельском, составленное в конце XVIII века, в целом соответствует современному. Кирпичное оштукатуренное здание, украшенное белыми вставками, выстроено в типичном для того времени стиле, который принято называть «московским барокко». Не выходит за рамки традиции и его конструкция. Она представляет собой установленный на высокой подклете (нижнем этаже) четверик, надстроенный характерным для той эпохи восьмериком.

С восточной стороны церкви возведена невысокая трёхъярусная колокольня, по обе стороны которой расположены лестницы, ведущие в верхний этаж здания. Внутренние помещения храма богато декорированы лепниной и живописными орнаментами

Особое внимание привлекают стенные фрески и иконы, находящиеся в верхнем ярусе иконостаса, поскольку написание большинства из них относится ко времени постройки храма

Несмотря на общую традиционность архитектурного решения церкви Михаила Архангела (Никольское-Архангельское), в Подмосковье нет храмовых построек, повторяющих её облик, поэтому она по-своему уникальна. Эта особенность церкви была отмечена давно, и существует немало свидетельств того, что уже в течение XIX века она посещалась не только постоянными прихожанами, но также и ценителями церковного зодчества, приезжавшими из различных городов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector