Житие святого митрополита алексия московского и о чем просят перед иконой, тексты молитв

Икона святителя Алексия митрополита Московского

Этого святого можно назвать поистине великим, ибо его роль в истории всего православия не имеет границ и уже на протяжении многих лет является ярким примером настоящей веры, честной и вечной, как сама жизнь рядом с Господом и во имя Него. История жизни этого человека интересна и чудесна. И дабы понять истинное значение его деяний и святого образа, нужно знать о его становлении как духовного лица.

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, праведник и чудотворец, был выходцем из княжества Черниговского. Всевышний уже с ранних лет открыл ему высокое предназначение. И именно тогда юнец стал всё чаще уединяться, посещать церковь, а в 15 лет осознал, что хочет стать иноком. Далее учёба и жизнь в Московском Богоявленском монастыре, где он провёл более 20 лет в строгости и смирении. Затем звание митрополичьего наместника, который занимался судебными делами Церкви. И самое яркое событие – объявление преемником митрополита.

Святитель стал своеобразным “проводником”, духовным наставником, мудрость которого смогла положить конец смутам и тревогам, что так тяготели Русскую Церковь. После этого Патриарх Каллист дал Алексию Московскому право считаться архиепископом Киева и великой России.

Так же читайте: Икона Даниила Московского, в чем помогает

Настоящий чудом, ставшим одним из ярчайших событий в православии, было путешествие во время бури на корабле, которому грозила гибель, где Святитель, молясь, дал обет построить храм святому в тот же день, когда корабль мирно пристанет к берегу. И случилось невиданное. Все люди восторженно встречали своего спасителя, а вера в его силы увеличилась и стала невообразимой.

Кроме этого, Алексий всегда тщательно заботился о своей пастве:

  • наставлял епископов;
  • устраивал монастыри для монахов и иноков;
  • налаживал отношения с ханами.

Последнее подтверждает тот факт, что именно святой смог исцелить слепую супругу ордынского хана. И это ещё раз доказало, что сила молитвы по-настоящему велика и значима.

Он всегда был добр к другим людям, помогал им не только морально, но и физически

Так после кончины великого князя Иоанна Алексий взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия, очертив тем самым свою немаловажное значение политической и духовной жизни Русской земли

Сам Святитель дожил до глубокой и после смерти был погребён в Чудовом монастыре согласно своему завещанию. И лишь через 50 лет его мощи были обретены православной Церковью, при этом произошло данное событие чудесным образом. После него память великого митрополита и молитвенника стали чтить во всём мире.

Политическая анафема

Потом по политически мотивам Алексий наложил анафему и на Михаила Александровича, и на другого союзника Ольгерда, стоявшего за этим вторжением — князя Смоленского Святослава Ивановича. Анафема свое действие возымела, тем более, что её в 1370 официально подтвердил и константинопольский патриарх.

После примирения сторон анафема Алексием была официально снята. Но самое главное в этой истории заключается в том, что данная церковная мера была использована Алексием именно как механизм политического давления на противников Москвы и Дмитрия Донского.

В дальнейшем Алексий применял метод анафематствования ещё несколько раз. Но как политик светский он выполнил поставленную перед ним цель: вырастил князя Дмитрия Донского, и дал ему достаточно власти, чтобы тот продолжил дело государственного строительства, и, более того, начал процесс освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

Епископ Алексий – будущий Патриарх Московский

Несмотря на «хрущевскую оттепель», 1960-е годы, когда начал свое архиерейское служение владыка Алексий, были трудны для Церкви. Если в 1930-х священников расстреливали вместе со всеми как врагов народа, то во времена Великой Отечественной войны их начали массово возвращать из лагерей, открывая храмы. Хрущев открыл новые гонения: в первую очередь, организовав информационную волну даже не безбожия, а стереотипной клеветы на Церковь в средствах массовой информации. Поднялись революционные лозунги, осуждавшие «мракобесие», на людей давили психологически, позоря на работе, например, за посещение пасхального богослужения. Закрывались семинарии под предлогом некачественного образования и церкви, которые просто «необходимо» было использовать под склады, заводы и зернохранилища.

Став Патриархом, Алексий Второй часто говорил, в том числе в печати, но без подробностей, об этих временах, что лишь Богу осталось известным, как непросто приходилось священникам и архиереям переживать время гонений. Однако интересы Православной Церкви» отстаивались, Она не умирала при помощи таких ревностных служителей Господа, как владыка Алексий.

Так, став епископом, Преосвященнейший Алексий начал активно работать в сфере международных и межцерковных взаимоотношений. Он трудился во многих комитетах, входил в состав делегаций. Его Преосвященство (это обращение к епископу) был активным сторонником совместного труда Церквей различных христианских конфессий, подчеркивая, что в совершенном мире люди забывают в принципе о Христе, и что все христиане должны искать точки соприкосновения в служении и общении друг с другом, действуя сообща.

Спустя короткий промежуток активного и деятельного архипастыря заметили в руководстве Московского Патриархата, начав выдвигать на еще более ответственные посты. В 1964 году, в 35 лет, он становится архиепископом, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей, а затем, по сути, первым заместителем Святейшего Патриарха Московского. Он получает сан митрополита (то есть более высокий, нежели епископский) Таллинского, а затем был в сане митрополита Ленинградского и Новгородского переведен в Санкт-Петербург (Ленинград), в то время, как и сейчас, являвшийся средоточием церковной науки и молитвенной жизни. Трудами владыки Алексия совершились многие события, память о которых хранят благодарные петербуржцы: возвращение братии в Валаамский монастырь – духовную колыбель самого владыки Алексия, возрождение Иоанновского женского монастыря, основанного святым праведным Иоанном Кронштадским на реке Карповке, и обретение мощей самого святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1989 году Его Высокопреосвященство даже стал народным депутатом СССР, что было крайне необычно, и, по сути, политическим деятелем.

Несмотря на активное служение, владыка Алексий подготовил и защитил докторскую диссертацию на степень кандидата богословия.

В 1990 году скончался Святейший Патриарх Пимен, а 10 июня того же года на его место был выбран Патриархом Московским и Всея Руси Алексий II.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Использованные материалы

  • Фрагмент статьи I тома «Православной энциклопедии»

  По др. сведениям — Симеон.

  ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123–124

  ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 121

  ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61

  ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 87

  Митрополит Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 426–428

  РИБ. Т. 6. Прил. 24. Стб. 139–140

  полный перечень см.: ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123

  Рождественский В. Историческое описание Серпуховского Владычного общежитийного девичьего монастыря. М., 1866. С. 116; Клосс. С. 38, 40, 41

  ср.: Ушакова Е. Краткий исторический очерк Алексеевского монастыря. М., 1877. С. 7–9; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 119; Баталов. С. 28, 323

  ПСРЛ. Т. 25. С. 180; ср.: Т. 15. Вып. 1. Стб. 66

  Кучкин В. Святитель Алексий, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 120–121

  ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 120–121

  ГИМ. Чуд. № 18. Л. 165 об.– 167

  БАН. Собрание епископа Павла (Доброхотова). № 18. Л. 205

  напр., в Ефросинове сборнике – РНБ. Кир.-Бел. 6/1083 Л. 327 об.– 336 об.; РГАДсвт. Алексий РО МГАМИД. № 453. Л. 304–309 об.

  ГИМ. Увар. № 589–4 (Царск. № 361). Л. 64 об.– 69 об.

  оригинал и копия грамоты воспроизведены фототипически в приложении к изд.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа / Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси; Фототип. изд. Леонтия, митрополита Московского. М., 1892

Митрополит Петр: первый московский

О жизни святителя мы знаем, по большей части, из «Сказания о смерти митрополита Петра», житийной повести, составленной сразу после смерти святого ростовским епископом Прохором. Повесть была написана по инициативе великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, старший брат которого Юрий Данилович «переманил» митрополита из Владимира (где располагалась после 1299 г. митрополичья кафедра) в Москву. И этот переезд сыграл на руку Московскому княжеству в его затяжном споре с княжеством Тверским.

Иван Данилович и его город в житии поданы в самом лучшем свете: «Тако бо бог прослави землю Суздальскую и град, зовомый Москву, и благоверного князя Ивана». А вот жизнеописание митрополита поражает отсутствием героической, подвижнической фактуры. С 12 лет в монастыре, основатель собственной обители, замечательный иконописец, с 1309 г. — всероссийский митрополит. Он учит паству, воспитывает священников и монахов. Сохранившиеся его послания — не полет богословской мысли, они наполнены житейской конкретикой — как венчаться, как креститься, как поститься — и нравоучительными афоризмами: «кто церковь божию или слугу церковного приобидить, а того бог приобидить. А который иерей святую литургию священствовал, тогда царя честней…».

Митрополит «ходит в Орду» и даже поминает ордынских властителей за богослужением. Он примиряет князей, «непримиримых» наказывает отлучением от Церкви, но в споре Москвы и Твери выбирает Москву. В общем, рутина хорошей епископской жизни. Только в финале жития, описывающем последние дни митрополита. По настоянию святителя Иван Калита заложил Успенский собор Кремля, святой собственноручно сделал в нем гроб. Первые чудеса у его могилы — исцеление «мужа с прикорченными руками», выздоровление глухого и слепого — послужили основанием для канонизации святого на Владимирском соборе 1327 г.

Можно было бы сказать, что и написание жития и канонизация преследовали политические цели. Это так, но агиографическая скупость указывает на то, что житие правдиво, что оно рассказывает о настоящей святости, которую и описать-то сложно, ведь она познается не столько через дела, сколько через личную встречу. А значит не святой был прославлен, потому что этого захотела Москва, а святой своим прославлением оказал великую услугу будущей столице.

Во времена Хрущева

Но такое положительное отношение к РПЦ продолжалось недолго.

Со смертью Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева партия взяла курс на атеистическое воспитание народа.

При этом церкви отводилась незначительная роль и власти всячески стремились ограничить ее влияние.

Одновременно с этим стартовала программа по снижению финансового обеспечения церквей и сокращению духовных заведений.

Патриарх Алексий, несмотря на все свое влияние, не мог достучаться до верховной власти. Даже разрешенные Хрущевым инициативы Алексия не выполнялись.

Мемориальная доска на Московском доме, в котором жил Патриарх Алексий

Но даже в таких трудных условиях патриарх стремился проповедовать православное учение. Негласно Алексий разрешает священникам проводить службы.

За подобные деяния пострадали несколько батюшек: на них завели уголовные дела. В режиме постоянного противостояния власти и завершилась карьера Алексия 14 феврали 1970 года.

17 апреля 1970
Алексий I умер в Переделкино от сердечной недостаточности

После смерти князя московского Ивана II

После смерти великого князя московского Ивана II Красного Алексий Московский взял под свою опеку его малолетнего сына Дмитрия (будущего Донского). Став фактическим правителем Руси, он постоянно решал споры удельных князей, пытаясь сплотить их между собой.

Примерно в то же время сменилась власть в Орде. Джанибека убил собственный сын, потребовавший, чтобы русские князья увеличили количество собираемой дани. И тогда митрополит Алексий Московский снова отправился в Орду, к Тайдуле. По его просьбе она взялась — и вполне успешно — уговорить сына сменить гнев на милость.

В Москве архиерея встречали с почестями, а малолетний князь Дмитрий воскликнул:

Литература

  • Журнал Засед., № 2, 4 от 14/III-1957 г.; № 2 от 5/III-1959 г., 2
  • ЖМП, 1956, № 7, 13; № 8, 8-10; 1958, № 2, 16, 17; № 6, 47; № 10, 9; 1959, № 1, 14; № 3, 15; № 5, 15-18; № 8, 14-16, 18; № 9, 19-20; № 10, 24; № 11, 10; 1960, № 1, 36; № 2, 50; № 3, 40; № 7, 15; № 8, 6-7, 22; № 9, 8; № 10, 6, 8, 15, 20; 1961, № 1, 22-23, 30; № 2, 32; № 8, 32; № 12, 3; 1963, № 4, 23; № 6, 10, № 10, 20; № 11, 7, 15; 1964, № 4, 1; 1966, № 1, 38; № 3, 4; № 11, 2, 20; 1967, № 4, 19; № 5, 18-19, 35; № 7, 23; № 8, 36; № 9, 7; № 10, 8, 11; 1968, № 5, 18-19; № 7, 23; № 9, 12; № 11, 11; № 12, 17; 1969, № 1, 30; № 8, 7, 17; № 9, 5; № 12, 16; 1970, № 1, 17; № 9, 20; № 11, 4, 5; 1971, № 2, 27; № 6, 2; № 8, 46; № 9, 35; № 11, 13, 15; 1972, № 3, 21; № 9, 24; № 10, 16; № 12, 7, 12, 17, 24, 28; 1973, № 4, 7; № 9, 11; № 11, 3, 9, 16; 1974, № 1, 22, 43; № 2, 11; № 9, 9; № 12, 7, 26; 1975, № 1, 19; № 9, 21; № 10, 22, 36; № 12, 9; 1976, № 1, 16; № 9, 5; № 10, 23; 1977, № 10, 9; 1978, № 3, 22; № 6, 2; № 10, 7; № 11, 7; № 12, 10; 1979, № 1, 15; № 3, 16-17; № 7, 17; № 9, 8; № 11, 15-20.
  • «Первое празднование Собора Тверских святых». Журнал Московской Патриархии, 1979 г., № 11, 15-20:

  • -«- 1980, № 4, с. 15; № 5, с. 9; № 9, с. 12, 34; № 11, с. 12.
  • -«- 1981, № 2, с. 26; № 4, с. 16-18, 40; № 8, с. 38; № 11, с. 9, 17, 20; №12, с. 24.
  • -«- 1982 № 1, с. 20; № 2, с. 3, 38; № 3, с. 31, 34; № 5, с. 8, 43; № 8, с. 11; № 12, с. 34, 36, 39, 50.
  • Архимандрит Виктор. «Гости из Австрии». Журнал Московской Патриархии, 1982 г., №3, стр. 34

  • Архимандрит Виктор. «Сорокалетие освобождения г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков». Журнал Московской Патриархии, 1982 г., №5, стр. 43-44

  • ЖМП 1983, № 1, с. 11; № 8, с. 15-16; № 9, с. 5; № 11, с. 7; № 12, с. 9, 40.
  • -«- 1984, № 1, с. 30; № 5, с. 30; № 9, с. 6; № 10, с. 4, 17; № 11, с. 12, 14, 51; № 12, с. 18, 29, 35.
  • Архимандрит Виктор. «На приёме в Калининском облисполкоме». Журнал Московской Патрирахии, 1984 г., № 11, стр. 51

  • -«- 1985, № 2, с. 50; № 5, с. 44-45; № 8, с. 6; № 10, с. 10, 13, 57; № 11, с. 28, 42.
  • Архимандрит Виктор. «На пленуме Калининского областного комитета защиты мира». Журнал Московской Патриархии, 1985 г., №2, стр. 50

  • Прот. Иоанн Басюк. «Епископ, воин, гражданин». Журнал Московской Патриархии, 1985 г., №5, стр. 44-45

  • Материалы ЖМП из рубрики «Из жизни епархий. Калининская епархия» за 1979-1985 гг.

  • ЖМП 1986, № 1, с. 25; № 2, с. 55.
  • -«- 1988, № 8, с. 20.
  • -«- 1989, № 3, 30-32
  • Цыпин, В., прот., История Русской Церкви (1917-1997), М., 1997, 369, 417, 458, 720.
  • «Православные архиереи — уроженцы Воронежского края,» Воронеж Православный, 1998, № 7 (18), 3.

Алексий Московский активно участвует в объединении русских земель

Активно участвовал митрополит во внешнеполитической деятельности Московского княжества, заключавшейся в попытках объединения русских земель для борьбы с ордынским игом. Так, он был одним из инициаторов союза Москвы с Великим Новгородом. При нем впервые стали скрепляться митрополичьей печатью договоры и соглашения между князьями. Ставил свою печать он и на других важнейших документах — в частности, определявших внутреннюю жизнь княжества.

В качестве митрополичьей резиденции святитель выбрал подмосковное Черкизово с деревянным Ильинским храмом — ближайшим к нему селом было Измайлово. Впрочем, существовало ли последнее в то время, доподлинно не известно.

Лик святого

Икону святителя Алексия митрополита Московского можно найти во многих православных храмах. Есть некоторые списки оригинального творения, которым также присущи чудотворные способности. К наиболее популярным и часто посещаемым относят:

  • храм святителя Алексия в Рогожской слободе;
  • московский храм пророка Ильи в Черкизово, с ним связано нахождение редкого изображения, на котором проходил процесс исцеления ханши Тайдулы;
  • Никольский храм в Хамовниках;
  • храм-часовня святого;
  • Спасо-Андрониковом монастыре;
  • церковь святителя Николая в Заицком;
  • сооружение святого Николая в Троекурове;
  • собор Рождества Христова в Митино;
  • в Богородском Спасо-Преображенском соборе .

На ней он изображен в виде пожилого мужчины с длинной бородой. Правая рука его поднята, а пальцы сложены. В левой руке находится священная книга. Она провоцирует нас на размышления о том, какой подвиг он совершил для земли русской. Но перед тем, как предстать перед ней, внести ее в дом или приняться за молитву, стоит ознакомится с тем, за какие именно заслуги его было причислено к перечню святых.

Знание таких особенностей поможет лучше узнать о том, к кому Вы обращаете свои прошения и тексты молитв будут запоминаться немного легче. Многие обращаются к нему для того, чтобы укрепить свою веру и попросить благословения на подвижническую жизнь.

Два посольства

Первое – от Феогноста с прошением о рукоположении Алексия, во второй делегации был сам Алексий. Стоит отметить, что даже через год «проверки» Алексия и его назначения на митрополичью кафедру, патриарх Филофей выдал следующую резолюцию: «Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о нем (Алексие) и ради добродетельной и богоугодной жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из (клириков) сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские».

Так, в 1354 году Алексий стал главой русской митрополии

Осторожность греков вполне понятна, они ещё со времен Андрея Боголюбского наблюдали активные попытки русских сделать свою церковь максимально автономной и независимой от Константинополя. И поставление на митрополичью кафедру русского было одним из таких шагов

По сути, как отмечает историк Карташев, Русская Церковь превращалась в Церковь сугубо национальную, а для Констанинополя такой процесс был сигналом того, что греки постепенно утрачивают своё религиозное, а, следовательно, политическое влияние на Русь. Стоит подчеркнуть, что Церковь в то время была и религиозным, и политическим институтом, и инструментом Византийской империи.

Источники

  • ПСРЛ. Т. 2. С. 29–25; Т. 6. С. 325–330; Т. 12. C. 253, 257; Т. 13. Ч. 1. С. 31–33, 39–40, 84, 91–92,153, 239, 283; Т. 15. Вып. 1. Стб. 61, 66, 74–76, 81, 84, 87, 100, 105, 110, 111, 120, 121, 123–124, 126; Т. 20. С. 271–276; Т. 21. Ч. 2. С. 346–386; Т. 25. С. 180, 269, 277, 287, 330; Т. 29. С. 16–17; Т. 34. С. 200;
  • Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом / ЧОЛДП. СПб., 1877–1878. Т. 4. № 1–2;
  • Службы и акафист иже во святых отцу нашему Алексию митрополиту, всея России чудотворцу. М., 1891;
  • Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа / Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси. М., 1892;
  • Шляков Н. Житие св. Алексия, митрополита Московского, в пахомиевской редакции // ИОРЯС. СПб., 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 85–152;
  • Настольная грамота Патриарха Филофея Алексию от 30 июня 1354 г. // РИБ. Т. 6. Прил. № 9. Стб. 41–52;
  • Грамота патриарха Филофея к свт. Алексию с призывом помириться с князем // Там же. Прил. № 28;
  • Грамота к вел. кн. тверскому Михаилу с призывом помириться с митр. Алексием // Там же. Прил. 29;
  • Соборное определение Патриарха Нила о незаконности поставления Киприана митр. Киевским // Там же. Прил. 30;
  • Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба: (Старшая ред. Жития митрополита Алексея) //Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242–257;
  • Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1979. С. 216–218;
  • Ярлык Алексия от Тайдулы // РФА М., 1987. Вып. 3. С. 593. № 9.

Достижения

Митрополит Алексий прилагал много усилий для основания монастырей, назначил 21 епископа. Одна из обителей, Спаса Нерукотворного Образа, была основана по обету, который он дал, возвращаясь в 1356 году из Константинополя. Корабль попал в страшную бурю, которая грозила потопить всех плывущих на судне. Алексий молился Господу и дал обещание построить монастырь, посвященный святому того дня, когда он окажется на суше. В память исцеления Тейдулы был основан Чудов монастырь в Московском Кремле.

Были построены или восстановлены древние обители в городах:

  • в Нижнем Новгороде;
  • Владимире;
  • Серпухове.

В 1360 году в Москве был основан женский Алексеевский монастырь, игуменьями которого были его сестры – Евпраксия и Иулиания. Алексий способствовал утверждению Византийского монастырского устава, регламентирующего жизненный порядок иноков.

Святитель оставил потомкам грамоты, поучения переводы. В Чудовом монастыре хранится его перевод Евангелия с греческого языка. В церковных текстах Алексий именуется «святителем Московским и Всея Руси чудотворцем».

Литература

  • . Святый Алексий, митр. Киевский и всея России // ПрТСО. 1848. Ч. 6. С. 89–128;
  • Каменский А. Святитель Алексий // Странник. 1894. Авг. С. 421–444; Сент. С. 1–25; Окт. С. 197–211; Нояб. С. 405–421; Дек. С. 601–618;
  • Муретов М. Д. Церковно-практическое и научно-богословское значение славянского перевода Нового Завета в труде святителя Алексия, митрополита Киево-Московского и Всероссийского // БВ. 1897. Нояб. С. 177–199; Дек. С. 375–414;
  • Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. К., 1913. С. 318–466;
  • Лихачев Н. П. Два митрополита // Сб. ст. в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913. С. 1–8;
  • Орешников А. Перстень св. Алексея митрополита // SK. 1928. Т. 2. С. 171–186;
  • Карташев. Очерки. Т. 1. С. 307–323;
  • Семенченко Г. В. духовная грамота митрополита Алексея: (К изучению истории раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси) // Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981;
  • Флоря Б. Н. Борьба московских князей за смоленские и черниговские земли во 2-й пол. XIV в. // Проблемы исторической географии в России. М., 1982. Вып. 1;
  • Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 242–256;
  • Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митр. всея Руси // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 25–34;
  • он же. Житие Алексея митрополита // Там же. С. 243–245;
  • Мейендорф И. Ф., прот. Византия и Московская Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей XIV в. П., 1990;
  • Пентковский А.М. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV в. // Символ. 1993. № 29. С. 217–238;
  • Петров Д. А. Утраченные памятники архитектуры XVI в. в новгородских монастырях // Новгородские древности. М., 1993. (Архив архитектуры; Вып. 4). С. 186–192;
  • Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. М., 1996;
  • Шевченко И. И. Некоторые замечания о политике Константинопольского Патриархата по отношению к Восточной Европе в XIV в. // Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6;
  • Макарий. История РЦ. Кн. 3; Клосс Б. М. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 38–48;
  • Кучкин В.А. Первая договорная грамота Дмитрия Донского с Владимиром Серпуховским // Звенигород за шесть столетий. М., 1998;
  • Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998. С. 199–217;
  • Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 191–195;
  • Петров Д.А. Проблемы исторической топографии Новгорода. М., 1999. С. 57;
  • Афанасьева Т. И. Литургия преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции XII–XV вв.: (Лингвотекстол. анализ): АКД. СПб., 2000. С. 10, 18–19.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector