Куликово поле: 12 картин

Причины победы

Весть о победе облетела русские земли. Разгром ненавистных захватчиков был встречен общенародным ликованием. После этой битвы князь Дмитрий получил почетное прозвище Донской, под которым и остался в истории. Князя Владимира также называли Донским или Храбрым. Историки выделяют несколько причин того, что князь Дмитрий Донской сумел одержать столь убедительную победу над войском, считавшимся непобедимым.

Объединение русских дружин

Ордынцам противостояло общерусское войско, что позволило собрать около 150 тысяч человек. Былая разобщенность, раздробленность русских земель, когда каждый князь заботился только о своем наделе, делала невозможной организацию достойного отпора врагу, и привела к захвату Руси татаро-монголами. Постепенное объединение княжеств, центром которого стала Москва, позволило великому князю вывести на Куликовскую битву единую мощную армию. Массовый героизм, мужество и стойкость русичей сумели одолеть одно из сильнейших войск мира.

Благословение Сергия Радонежского

В Руси того периода религия играла огромную роль. Православие объединяло население разных княжеств, искренняя вера позволяла надеяться на поддержку высших сил в борьбе против иноверцев. Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, был известен всей Руси как чудотворец и праведник. Авторитет праведного старца был огромен, как и вера в действенность его слова. Благословение, полученное перед битвой, без сомнения, вдохновило воинов, вселив в них надежду на победу «с Божьей помощью!».

Существует версия, что князь Дмитрий ездил в монастырь еще перед битвой на реке Воже. С Куликовским полем летописцы связали этот эпизод позже, как с более значимым сражением. Но в большинстве источников говорится именно о благословении перед Куликовской битвой.

Полководческий талант князя Дмитрия Донского

Ратное искусство князя позволило организовать объединенную дисциплинированную армию и  разработать успешную стратегию войны. Благодаря грамотным и решительным действиям князя и его воевод удалось:

  • не допустить соединения ордынских и литовских сил;
  • навязать сражение на Куликовом поле, вопреки планам Мамая;
  • по-новому организовать построение войск – в 6 полков, каждый из которых имел свою задачу.

В чем помогает святой образ

Обращаясь в молитвах к иконе Дмитрия Донского, христиане чаще всего уверены в том, что светлый лик:

  • станет защитой не только для семьи, но и для страны, поэтому к ней обращаются во время выборов;
  • может уберечь от раздоров, ссор, избежать конфликтов в семье и на рабочем месте;
  • поможет выстоять в страстях и сохранить супружескую верность;
  • убережет от ошибок и поможет продвинуться по карьерной лестнице;
  • завоевать уважение и любовь близких.

Икона святого Дмитрия будет полезна для людей, занимающих посты управления самого высокого государственного значения, дипломатов, политиков. В жизни князь Димитрий, несмотря на статус полководца и суровое военное время, проявлял великодушие, милосердие и хорошее отношение к подчинённым.

Перед иконой Дмитрия Донского молятся не только о масштабных глобальных вопросах. Его просят о помощи в создании крепкой христианской семьи. Личная супружеская жизнь святого Димитрия была примером для подражания. Своим детям он завещал глубокое почитание их матери. Ещё икона Дмитрия Донского помогает в наше неспокойное время в защите дома от нежелательного вторжения.

Молитва

О, святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2

Подвиги твоими, святе Димитрие, страну нашу Бог сохрани, Давый тебе непобедимую. И ныне, предстателю крепкий, соблюдай молитвами святыми град твой Москву невредим от всех навет вражиих.

Какие чудеса совершил Сергий Радонежский

Сергий Радонежский – один из любимых на Руси святых. Известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Также его называют духовным собирателем русского народа. Считается покровителем учащихся.

Еще при жизни Сергий был известен своим даром чудотворений, в частности ему удавалось исцелять людские недуги. Поэтому, несмотря на стремления отца уйти от мирского, люди стекались к нему со всей Руси.

Описан факт воскрешения Сергием Радонежским из мертвых. У одного человека был единственный сын. Он болел смертельным недугом.

Тогда человек понес сына к преподобному, чтобы тот его исцелил. Ребенок умер по пути. Сергий, видя рыдания безутешного отца, смилостивился, и, помолившись, воскресил мальчика. Причем после воскрешения он был абсолютно здоров.

В то же время сам Сергий говорил: «Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нес сюда больного отрока, он изнемог от сильной стужи и впал в обморок, а тебе показалось, что он умер. Видишь, он вот согрелся у меня в теплой келье, а тебе показалось, что он воскрес».

Троицкая осада

Рассказывая о защитнике земли русской, надо обязательно напомнить о том, какой глубокий духовный, экономический и политический кризис постиг Россию на рубеже конца XVI и начала XVII века. Наступил период великой смуты — прекращение властвования династии Рюриковичей и избрание на престол Бориса Годунова. Противостояние между боярами и дворянами обострились. В России — страшный голод. В народе — мнение, что правление Годунова не благословлено Богом. Возле Москвы стали образовываться шайки разбойников. В Польше появился самозванец, выдававший себя за цесаревича Димитрия. Король Польши Сигизмунд III идет войной за русский престол. Лжедмитрий I вступил в Россию, в июне 1605 года его убивают в результате боярского заговора.

К власти приходит боярин Василий Шуйский. Однако опять появляются слухи, что в Польше все еще жив цесаревич Димитрий. Польша разрабатывает тактику, в которой предлагалось соединить Русь с Польшей и подчинить Русскую Церковь Папе Римскому.

Войска Лжедмитрия II расположились в Тушино, Москва оказалась в осаде, Троице-Сергиев монастырь стал стратегическим объектом, через который правительство Шуйского поддерживало связь с другими городами и получало от них подкрепление. Троицкие иноки стояли на стороне законной власти и призывали народ противостоять врагу. Монастырь стал оплотом гражданской и религиозной свободы.

23 сентября 1698 года поляки под командованием панов Сапеги и Лисовского подошли вплотную к стенам монастыря.

Великий подвижник

С именем Сергия Радонежского связано возникновение духовной культуры и возобновление монашества на Древней Руси. Монашеский путь начинали великие киево-печерские преподобные отцы Антоний и Феодосий.

Сергий Радонежский был воином, который никогда не держал в своих руках оружия, но сделался опорой в борьбе с монголо-татарами, вдохновив князей объединиться и встать на защиту независимости Руси.

Князя Донского он благословил на битву на Куликовском поле, которая произошла в 1380 году. В помощь ему — славному князю — он послал двух иноков Пересвета и Осляблю, некогда бывших воинами. Победа их войска принесла значительное усиление молодого государства.

Критический взгляд

Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на битву. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского» (XVII в., РГБ)

Многие усомнились в достоверности «Сказания…» Помимо уже названного Кучкина, это и Вадим Егоров, и Игорь Данилевский. Ими выдвинуто множество аргументов. Некоторые доводы легковесны, но другие заслуживают самого пристального внимания. Так, например, как мог Дмитрий Иванович летом 1380 года беседовать в Москве с митрополитом Киприаном, если сам же его изгнал двумя годами ранее? Обстоятельства поставления Киприана в сан вызывали сомнения в его каноничности. Вместо него митрополичью кафедру занял Пимен, притом сделал это с помощью мошенничества, а потому на Москве его как законного митрополита не приняли. Важнее другое: и Пимен, поставленный в сан Константинопольским патриархом, не успел добраться до Московской Руси к тому времени, когда начались сборы перед выходом на Мамая. Иными словами, Москва вообще не имела на тот момент никакого митрополита. Но, возможно, разговор состоялся в 1378 году, когда Киприан ненадолго приезжал в Москву. Тогда и благословение Сергия относится не к преддверию Куликовской битвы, а к кануну другой, не столь значительной победы над ордынцами — на реке Воже. Она-то совершилась именно в 1378 году. Мог ли Сергий дать благословение великому князю, когда тот находился в затяжном конфликте с Церковью? Изгнав Киприана, Дмитрий Иванович попытался сделать митрополитом своего ставленника, Михаила-Митяя. Московское монашество отнеслось к нему, «новоуку во иночестве», крайне отрицательно. Киприана же наше иночество, включая и Сергия, готово было принять. Господь не попустил Михаилу-Митяю занять митрополию: он умер по дороге в Константинополь, где его должны были поставить в сан. Не управлял митрополией ни дня. Досталась она Пимену… Но отношения между Сергием и великим князем на почве «митяевщины» крепко испортились. Почему в «Житии» преподобного Сергия нет ни слова о посылке двух иноков? Про благословение там кратко упоминается, но раз иноки Пересвет и Ослябя не упомянуты, стоит ли верить остальному? Разве позволительно инокам, тем более схимникам, браться за оружие и проливать кровь на ратном поле? Стоит ли после этого верить в двух посланцев Сергия, сражавшихся на поле Куликовом? Может, их вовсе не отправлял Сергий? Не являлись ли они митрополичьими боярами, т. е. людьми, служившими как воины или администраторы, но не имевшими касательства к иночеству? Если посмотреть внимательно на карту, неужели не станет ясным, что Дмитрий Иванович никак не мог посетить Сергия во главе войска? Ведь Троицкий монастырь находится от Москвы в прямо противоположном направлении, чем Коломна, где был назначен сбор русских ратей! Если бы московские полки пришли к Сергию, они увеличили бы свой маршрут более чем в полтора раза. А сборы на войну требовали большой спешки…

Первая половина XIX века: «Поднять из гроба знаменитых предков»

Развитие искусства, вектор его движения напрямую зависит от среды и общества, времени и его моды. Военные потрясения начала XIX века, победное шествие Наполеона по Европе, война 1812 года, – эти события так или иначе коснулись практически всех сфер русской жизни и определили всплеск интереса не только к настоящему, но и к героическому прошлому страны.

Изданная в 1818 году «История государства Российского» Карамзина буквально взорвала общественное мнение и надолго стала предметом бурных салонных дискуссий. Перу Карамзина также принадлежала и статья «О случаях и характерах в Русской истории, которые могут быть предметом художеств». Этой статьей историк задал планку и определил тему актуальную в искусстве:

Но еще задолго до карамзинской статьи профессура Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о совершенном поражении татар оживляет умирающего великого князя».

Одной из таких академических работ является картина Ореста Кипренского, написанная им в 1805 году и названная «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Такое же название имеет и созданная двадцатью годами позже, в 1824 году, работа Василия Сазонова.

Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле

Лучшие произведения итальянской и фламандской школы живописи были ориентирами для молодого Ореста Кипренского, взявшегося за разработку сюжета выпускного экзамена в Академии художеств. Наверное, поэтому на его картине героический защитник отечества, князь Дмитрий Донской, меньше всего похож на русского князя, каким мы привыкли его себе представлять. Отсутствие национального колорита ничуть не смущало автора, как не удивило оно и экзаменаторов.

«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему, живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам. Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду», – говорилось в отзыве на работу будущего первого русского портретиста. 1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за картину большой золотой медали. Сейчас работа находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).

Василий Сазонов. «Дмитрий Донской на Куликовом поле»

Крепостной графа Николая Румянцева Василий Сазонов был определен своим патроном в 1804 году на учебу в Академию художеств. Успехи молодого живописца в области рисования были настолько выдающимися, что граф дал крепостному вольную. Блестящий выпускник Академии, Сазонов при поддержке графа продолжил обучение в Италии, где делал копии работ Караваджо и Тициана.

Вернувшись в Россию, художник обратился к учебной теме Академии художеств и написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Перед ним коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии. По всей видимости, это боярин Михаил Бренок, с которым князь поменялся одеждой и конем в самом начале сражения. За эту картину, а также выполненные в Италии копии, Сазонов в 1830 году был удостоен звания академика. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

О благословении на Куликовскую битву

В том древнейшем тексте, который мы можем приписать Епифанию Премудрому, – первая часть Пространной редакции жития – и в пахомевских редакциях есть упоминание о благословении преподобным Сергием Димитрия Донского на Куликовскую битву.

Литография Благословение Димитрия Донского святым Сергием XIX век

Как мы понимаем, описание этого события достаточно этикетное, здесь не указано, в какой именно форме проходило это благословение. Мы не можем сделать однозначный вывод, было или не было непосредственной личной встречи московского князя с преподобным Сергием. В ранних памятниках этот эпизод не получает подобной детализации

Для средневекового мышления это было не столь важно. Был важен сам факт благословения Димитрия Донского именно преподобным Сергием. Однако уже более поздняя традиция, особенно иллюстративная, стремится показать, как именно это могло происходить

Так в миниатюре из Александрии Сербской XVI века изображен Димитрий Донской, предстоящий преподобному Сергию, и Сергий благословляет его традиционно, как происходит церковное благословление, на эту битву

Однако уже более поздняя традиция, особенно иллюстративная, стремится показать, как именно это могло происходить. Так в миниатюре из Александрии Сербской XVI века изображен Димитрий Донской, предстоящий преподобному Сергию, и Сергий благословляет его традиционно, как происходит церковное благословление, на эту битву.

Позже этот сюжет получает разработку и в клеймах жития, и в более поздних лубочных листах. Он становится особенно востребован в конце XIX века, в связи с празднованием 500-летия кончины святого Сергия.

Тогда общество также осмысляло роль преподобного Сергия в отечественной истории. И, безусловно, в это время его связь с Куликовской битвой и освобождением русского народа от золотоордынского ига становятся особенно популярными.

Именно в этих поздних изображениях сообщение древнего источника обрастает бытовыми подробностями и деталями. Но это тоже факт нашей истории, восприятия древних эпизодов.

Дмитрий Донской. Память о героях

Немало храмов в Москве и на Дону связано с памятью о Куликовской битве. На поле Куликовом в 1911 году архитектор Алексей Щусев возвел храм Сергия Радонежского. Неподалеку с 1848 года стоит замечательный памятник – чугунный обелиск, созданный по проекту Александра Брюллова.

Храм Сергия Радонежского. Фото: Максим Евдокимов

В Москве есть храм Всех Святых на Кулишках. Князь Дмитрий построил его в память о Куликовской битве. Напоминает о героях и московский Симонов монастырь. Там не раз останавливался преподобный Сергий Радонежский. И неудивительно, что там похоронены святые воины Пересвет и Ослябя.

До наших дней, увы, сохранились немногие постройки Симонова монастыря. Напоминают о подвигах и храмы Св. Димитрия Донского – в Бутырках, в Бутове, на бульваре, названном в честь князя… А похоронен благоверный князь в кремлевском Архангельском соборе.

  • Меч и молитва – возможна ли симфония?
  • По слову князя. Дмитровская родительская суббота

Поход в Троицкую обитель

Всеми почитаемый Сергий Радонежский был крестным отцом двух детей Дмитрия Ивановича. Он не раз наставлял князя, ведя с ним богоугодные беседы. Накануне страшной бойни московский правитель просто не мог не посетить его и не испросить совета и благословения.

Отстояв Литургию и разделив трапезу со святым старцем, Дмитрий встал на колени и просил Сергия благословить его. Окропив князя и воинство его святой водой, игумен произнес: – Иди, господине, безбоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов! Нагнувшись к Дмитрию, он еле слышно шепнул: – Победишь врагов своих!

Весть о благословении Сергия быстро распространилась по Руси. Под знамена Дмитрия Ивановича вставали и подручные князья, и простой народ. Сомневающиеся в правильности выбора правители, после визита в Троицкую обитель, уже не задумываясь, шли за московским князем.

Подмена

Ночью они пришли в Троицкий собор, помолившись перед ракой прп. Сергия, с помощью копья отделили голову святого и поменяли ее на голову князя Трубецкого, некогда упокоенного в лавре.

Сначала глава святого хранилась в ризнице, но потом граф Олсуфьев положил ее в ковчег и стал хранить дома в Павловом Посаде.

В 1928 году, опасаясь ареста, он закопал этот ковчег в своем саду. В 1933 году отца Павла арестовали, Олсуфьев успел убежать в Нижний Новгород. Там он рассказал свою историю Александру Голубцову — будущему епископу Новгородскому — владыке Сергию. Тот через время смог отыскать ковчег в саду и переместить его в Николо-Угрешский монастырь, где он хранился до окончания ВОВ.

Голубцов, вернувшись с войны, ковчег со святыней передал приемной дочери Олсуфьева, Е. Васильчиковой, которая потом в 1946 году тайно отдала ее Патриарху Алексию I. И по его благословению глава святого была возвращена в Троице-Сергиеву лавру, которая вновь была открыта. Святые мощи до сих пор хранятся в Троицком соборе.

Воины-иноки

Инокам воспрещалось участвовать в боевых действиях под угрозой отлучения от церкви, однако преподобный Сергий сделал исключение и благословил на бой двух схимонахов из боярского рода, которые вызвались добровольцами. В те времена многие великие воины в определенный момент жизни принимали постриг, тем самым отрекаясь от мирской жизни, «умирая для мира». Они пытались замолить грехи, содеянные ими на ратном поле, готовились вступить в Царствие Небесное.

Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище» Сергий Радонежский послал с Дмитрием Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Пересвет, в миру звавшийся Александром, был брянским боярином и участвовал во многих сражениях. По одной из версий он принял постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, но по какой причине – история умалчивает. Андрей Ослябя был земляком Пересвета, боярином и профессиональным военным.

Сергий Радонежский осенил воинов-иноков святым крестом: «И дал он им вместо оружия тленного нетленное – крест Христов, вышитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочённых возлагать его на себя».

Биография Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился в селе Варницы недалеко от Ростова  3 мая 1319 года, Его называют — Варфоломей.  Кирилл и Мария, родители будущего святого, принадлежали к боярам. Кроме Варфоломея у них родились еще двое мальчиков Петр и Стефан.

По легенде Мария пошла в церковь и во время исполнения молитвы ее ребенок из чрева издает громкий крик. Будучи  во младенческом возрасте   он  удивляет всех, тем что  в среду и пятницу не пьет молоко матери, а если Мария в другие дни кушала мясо, то он также не употреблял в этот день молоко от ее груди. И матери Варфоломея впоследствии пришлось не употреблять мясную пищу.

В семилетнем возрасте вместе с братьями его отправляют на учебу, но грамота ему тяжело дается. Варфоломей очень желал научиться писать и читать. После его непрестанных молитв об даровании ему понимания грамоты, он встречает старца, которого просит помочь в его беде. Старец благославляет отрока и говорит, что отныне ты будешь все разуметь, даже лучше чем твои братья. И с этого дня Варфоломей удивительным способом  стал понимать грамоту.

Мальчику были интересны  книги о жизни святых. Прочтя их Варфоломею приходит вдохновение  в установленные дни держать строжайший  пост с отказом от пищи, а в оставшиеся дни употреблять в пищу исключительно хлеб и воду, а также все ночи посвящает усердной молитве.

В 1328 года  Варфоломей с семьей  переезжает в Радонеж. И в возрасте 12 лет он решает принять обет монашества, но родители ставят условие, что это произойдет только после того как они умрут, так как Петр и Стефан обзавелись семьями, а он остается их оставшейся опорой. Этого ждать долго не пришлось Кирилл и Мария умерают, а перед кончиной, по традиции, принимают постриг в иноки и схимничество.    

После их смерти  Варфоломей направляется в Хотьково-Покровский монастырь, где брат Стефан, после кончины своей жены принял постриг. Желая осуществить строжайший монашеский подвиг, братья  у реки Кончуры основывают обитель. И Варфоломей прямо в Радонежском бору возводит церквушку в честь Святой Троицы. Его брат не смог выдержать строжайшей отшельнической дисциплины и уходит.

В 1337 году Варфоломей получает посвящение в монахи от игумена отца Митрофана и  нарекается в честь великомученика Сергия.  Прошло время и к нему начали приезжать другие монахи и иноки, образовывая обитель в последствии ставшей  Троице-Сергеевой Лаврой. Община росла — и вокруг нее начали обосновываться труженики и крестьяне.     

Отец Сергий отличался особой любовью к труду  и возвел своими руками некоторые кельи, а также выполнял всю хозяйственную работу в обители. Труд он соединял с непрестанною молитвою и постом.  Монахи часто удивлялись, как их преподобный все время тяжело работает и постится, но здоровье не ухудшается, а на оборот. 

В 1354 годы преподнобного Сергия возводят в сан иегумена. Слава о нем распространяется и Филофей, будучи патриархом, передает ему некоторые дары с пожеланием дальнейших духовных подвигов. По патриаршему наставлению в монастыре вводится общинно-жительный строй. Он предполагал равенство в имуществе, носить такую же одежду и обувь как у всех,  питаться из общего котла и повиноваться иегумену и признанным старцам.

Кроме Троицко — Сергиевой обители  преподобный основывает и другие монастыри, где вводит общинно-жительный устав. Вот некоторые из них:

  • Высоцкий монастырь в Серпухове
  • Благовещенский монастырь в городе Кержач
  • Георгиевский монастырь, расположенный на реке Клязьме
  • Старо-Голутвин близ Коломны

А  последователи Сергия преподобного основывают в дальнейшем приблизительно 40 монастырей на родной земле.

Сергий Радонежский  приобрел и славу  миротворца, что имело  важное значение в Куликовской битве.  Дмитрий Донской перед баталиями получает благословение старца. Сергий предрекает  небывалый разгром войска татар

И нарушая принятые каноны, напрявляет вместе с князем  двух иноков. И в святой день рождества Богородицы русское войско побеждает.  

На протяжении всего своего жизненного пути преподобный Сергий видел различные мистические видения.

И близко к своей смерти он передает иегуменство и наставления близкому ученику Никону и отрекается от земного. Скончался святой Сергий Радонежский осенью 1392 года.

4 класс для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Куликовская битва Дмитрия Донского

Знаменитая битва Дмитрия Донского интересна не только с позиции патриотизма, но и как прекрасный образец воинской стратегии. Армия хана Мамая должна была на южном берегу Оки слиться с воинством литовского князя Ягайло и Олега Рязанского. Тогда Дмитрий двинул свою дружину за Дон, чем ускорил столкновение только с войском Мамая и лишил того численного преимущества. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после которых по преданию состоялся знаменитый поединок-дуэль татарина Челубея с иноком Александром Пересветом. Вполне возможно, что этот поединок на самом деле всего лишь литературная выдумка из «Сказания о Мамаевом побоище», так как ученым не удалось пока доказать его реальность.

Куликовская битва | История России

Дмитрий Донской изначально находился в сторожевом полку, но затем поменялся одеждой с боярином Михаилом Бренком и встал в ряды большого полка, чтобы принять непосредственное участие в битве. Также стоит сказать, что татары сумели расщепить русскую рать и погнать левый фланг войска Донского к реке. И как раз тут снова сыграла свою роль стратегия: западный полк Донского не вступил в борьбу сразу, как этого следовало ожидать, а дождался, когда Орда максимально прорвется к реке. Таким образом, враги попали в тиски, татарская конница оказалась в воде и была там перебита. Мамай успел сбежать с Куликова поля вместе с малочисленной группой войск, но основная часть его армии была убита. В этой битве Дмитрий Донской получил контузию, потерял коня и был позднее найден в бессознательном состоянии, но живым.

Дмитрий Донской: борьба за великое княжение

В 1359 году Дмитрий Иванович столкнулся с тяжёлой для своей вотчины ситуацией — великое княжение было потеряно, а территория княжества откатилась к состоянию начала правления Ивана Калиты. Главной задачей для молодого князя стало возвращение потерянных позиций.

Уже в 1362 году Дмитрий Иванович смог убедить хана Мурата передать ярлык от Дмитрия Константиновича Суздальского ему. Последний попытался было с помощью военной силы оспорить ханское решение — однако московское превосходство было настолько очевидным, что суздальский князь фактически самоустранился от борьбы. Относительно малой кровью, используя нестабильность в Орде, Дмитрий Иванович смог восстановить доминирующее положение Москвы.

Князь Дмитрий Иванович. (arthive.com)

В 1368 году, однако, Дмитрий столкнулся с ещё одним внутренним противником — взять реванш за поражение 1327 года решил Михаил Тверской. Князь пытался с помощью литовского правителя Ольгерда, своего свата, военной силой подорвать могущество Москвы. Несколько раз тверские и литовские полки подходили вплотную к новопостроенному московскому каменному Кремлю, однако каждый раз уходили ни с чем. В 1370 году Дмитрий Иванович и Ольгерд заключили мир. Тогда Михаил попытался взять своё с помощью Мамая — эта попытка успехом не увенчалась.

Зимой 1373 года Дмитрий Иванович, используя в качестве заложника сына Михаила Тверского, Ивана, заставляет своего соперника отказаться от соперничества за великое княжение. Это позволило Москве в условиях начавшегося противостояния с Мамаем провести в 1374 году съезд князей в Переяславле, на котором была достигнута договорённость о совместных действиях против татар: как оборонительных, так и наступательных.

Тем не менее, в 1375 году Михаил в последний раз попытался оспорить лидерство Москвы. По запросу в Орду оттуда прибыл посол Ачихожа с заветным ярлыком. Однако эти действия тверского князя привели к появлению вражеской коалиции — почти все князья Северо-Восточной Руси и трёх княжеств Черниговской земли объединились против него и собрали полки. В результате поход Михаил признал себя «младшим братом» Дмитрия.

Поход Ольгерда на Москву и его отступление. (Wikimedia Commons)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector