Часослов на церковно-славянском языке. полуношница вседневная с 17 кафизмой

Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 59

1 В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение:псалом 59. 2 внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей дванадесять тысящ. История предлагаемого псалма, которая бы соответствовала вполне его надписанию, до сих пор не отыскана ни в каком из боговдохновенных сказаний. Без сомнения, все это было, но только не описано священными писателями, как и многое из другого не написано, – как это показывает книга Паралипоменон. Сила написанного относится к концу, то есть к тому, что случится при скончании веков. А изменитися хотящими называет тех, которые будут изменять свои нравы с евангельской строгостью. Столпописание указывает на то, чтобы хранить слова псалма написанными в душе, как на столпе, навсегда укорененными в памяти. Псалом приложим к Вавилонскому плену; в нем усматриваются мольбы еврейского народа о возвращении в свое отечество. Лице Давида в этом псалме прилагается к лицу Господа, Который в последние времена дал всему миру изменение и обновление, и попрал иноплеменные народы, т.е. темные силы (Василий В., Афанасий). 3 Боже, отринул ны еси, и низложил еси нас: разгневался еси, и ущедрил еси нас. Бог отревает удаляющихся от Него грехами своими (Василий В.). 4 Стрясл еси землю, и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся. В переносных словах изображает бедственное состояние народа от нашествия врагов (Феодорит). 5 Показал еси людем Твоим жестокая: напоил еси нас вином умиления. Вино умиления – слезы раскаяния (Псалтирь с толкованием). 6 Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. Знамение – Крест Христов, защищающий верных от демонского стреляния (Златоуст). 7 Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею, и услыши мя. 8 Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю. Дух Святый не может солгать, вещая, как Ему угодно, устами святых Своих… Ибо Бог говорит устами вопрошаемого и кто этому не верует, такой считается неверным (Варсонофий). 9 Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем – крепость главы Моея, Иуда – царь Мой. Галаад – это потомок Манассии (см. 1 Пар. 7, 17). Этим показывает нисходящий от Бога последовательный ряд патриархов, от нихже Христос по плоти (Рим. 9, 5). Словами Галаад и Манассий указывает, что в пришествие Свое иудеям прежде проповедует благодать. Но и Ефрем и Иуда, два царственные колена в Израиле, приимут также благодать. Сказано же: крепость главы моея – вместо: крепость властительства Моего, потому что Ефрем был крепостью Израиля; ибо от Ефрема произошло Израильское царство. Иуда – царь, от колена Иудина Христос – Царь Иудейский. Итак, расторженные колена соединяет единомыслием (Василий В., Афанасий). 10 Моав – коноб упования Моего, на Идумею простру сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася. Моав и Аммон – сыны Лота, родившиеся через беззаконные браки от дочерей его. Моав был отверженный, имевший запрещения входить в Церковь Господа. Да не внидет Аммонитин и Моавитин в Храм Господень: и даже до десятого рода да не входят в Храм Господень, и даже до века (Втор. 23, 3). Коноб – сосуд для омовения. Итак, моавляне – этот прежде безбожный народ возымеет надежду на Бога посредством омовения водами святого Крещения. На Идумею простру сапог мой, то есть пройду и по Идумее, заселенной иноплеменными народами. И этим дает знать, что и язычники приимут веру в Него, почему и говорит: мне иноплеменницы покоришася (Василий В., Афанасий, Феодорит). 11 Кто введет мя во град ограждения; или кто наставит мя до Идумеи; 12 Не Ты ли, Боже, отринувый нас; и не изыдеши, Боже, в силах наших. Кто же иной введет нас во град ограждения – т.е. в святую Церковь, кроме Тебя Самого, Бога Спасителя нашего, отринувшего нас за беззакония наши (Афанасий). 13 Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. 14 О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам. Убедим себя во время искушения прибегать не к человеческим надеждам, и не здесь, на земле, искать себе помощи, но совершать моление со слезами и воздыханиями, с прилежною молитвою, с напряженным бдением, потому что тот только получает помощь от скорби, кто человеческую помощь презирает, как суетную, и полагает всю надежду во Христе (Василий В.).

Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 58

1 В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стреже дом его, еже умертвити его, псалом 58. Саул, позавидовав своему благодетелю Давиду, искал умертвить его: то бросая в него копье, то окружая стражами в доме, чтобы схватить его. Но супруга Давидова, Саулова же дочь Мелхола, извещает Давида об этом злоумышлении и способствует ему спастись бегством. Псалом относится и к лицу Спасителя, благодеющего неблагодарным израильтянам и преследуемого их же наветами. Надписание да не растлиши указывает, что не должно малодушествовать в искушениях, но взирая на конец их, укрепляться в терпении (Афанасий, Феодорит). 2 Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. 3 Избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя. Это подобно словам молитвы Господней: избави нас от лукавого (Августин). 4 Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. 5 Без беззакония текох и исправих: востани в сретение мое, и виждь. Пророк усердно просит Господа избавить его от врагов чувственных и мысленных, указывая, что ниже беззакония (великого преступления) ниже греха (малого) он не сделал врагам своим (Афанасий, Григорий Богослов). 6 И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки: да не ущедриши вся делающыя беззаконие. Просит Бога не быть сострадательным ко всем делающим беззаконие, но наказать их, чтобы другие, видя наказание их, вразумились и отстали от грехов своих, ибо благоразумный, увидев злого наказуемым, сильно сам вразумляется (см. Притч. 22, 3). Этим Давид также благовествует и о призвании язычников, вместо отпадших за свое злочестие иудеев (Феодорит). 7 Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град. Как псы обыкновенно вечером бегают по граду (городским улицам), вынуждаемые истощением чрева, так и (делатели беззакония) будут лишены всякого духовного о них промышления. Беззаконных уподобляет псам по причине особой алчности их и душевного безстыдства (Григорий Нисский, Феодорит). 8 Се тии отвещают усты своими, и меч во устнах их, яко кто слыша; 9 И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки. Тии усты своими будут изрыгать хулы, как будто нет Всеслышащего их (Афанасий). 10 Державу мою к Тебе сохраню: яко Ты, Боже, Заступник мой еси. Т.е.: к Тебе обращаюсь за помощью. Ибо и сохранение державы сердечного и мысленного безмолвия, от которого рождаются все добродетели, бывает в нас от содействия Господа (Исихий). 11 Бог мой, милость Его предварит мя: Бог мой, явит мне на вразех моих. Благодать Божия и предваряет наше желание: когда Бог видит, что мы хотим добра, то укрепляет и направляет нашу готовность; когда же мы охладели к добру, то делает нам спасительные внушения, через которые доброе расположение возобновляется или образуется. Но благодать Божия и последует за нашею волею: когда Пророк говорит: и утро молитва моя предварит Тя (Пс. 87, 14) (Кассиан). 12 Не убий их, да не когда забудут закон Твой: расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи. 13 Грех уст их, слово устен их: и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине. 14 Во гневе кончины, и не будут: и уведят, яко Бог владычествует Иаковом, и концы земли. Заметь долготерпение и милосердие Давида! Перечисляя беззакония иудеев против Христа Спасителя, он умоляет не подвергать (евреев) конечной гибели, не убий их, потому что многие из них уврачуются врачевством покаяния, претерпевая наказания за свои беззакония. И не будут они уже именоваться народом Божиим. Кончиною называет не конечную гибель народа, но падение славы его после умерщвления ими Владыки Господа. И да познают (уведят), что распятый ими Христос есть Бог, владычествующий над племенем Иакова и над всеми народами, живущими во всех концах земли (Феодорит, Афанасий). 15 Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град. 16 Тии разыдутся ясти: аще ли же не насытятся, и поропщут. Для того повторил один и тот же стих дважды, чтобы показать, что люди и в худом и в хорошем, какими бывают здесь, такими будут и в будущей жизни; а те, которые не живут в настоящей жизни во граде добродетели, в будущей жизни будут изгнаны из вышнего града Иерусалима (Григорий Нисский). 17 Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей: яко был еси Заступник мой, и Прибежище мое в день скорби моея. 18 Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя. Восчувствуй в себе эти слова благодарной признательности; подобно Пророку и всякий так должен петь Богу.

Скачать церковно-славянский текст Псалтирирусским и церковно-словянским шрифтом

Скачать Русский шрифт с ударением Церковно-славянский шрифт
В формате doc В формате pdf В архиве zip (doc+pdf) В формате doc В формате pdf В архиве zip (doc+pdf)
Молитвы перед чтением Псалтири скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 1 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 2 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 3 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 4 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 5 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 6 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 7 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 8 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 9 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 10 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 11 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 12 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 13 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 14 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 15 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 16 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 17 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 18 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 19 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 20 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Все Кафизмы одним архивом скачать скачать
Всю Псалтирь целиком, одним файлом скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Скачать В формате doc В формате pdf В архиве zip (doc+pdf) В формате doc В формате pdf В архиве zip (doc+pdf)

Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 60

1 В конец, в песнех, Давиду, псалом 60. Божественный Давид по внушению Святаго Духа побуждает с твердым упованием на Бога претерпевать искушения. Показывает моление человека праведного, находящегося в искушении, и научает, какую молитву надлежит приносить Богу (Василий В., Феодорит, Иероним, Августин). 2 Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей. Не в словах надобно заключать молитву, но в душевном мысленном произволении и чистом устремлении ума при добродетельной жизни, ибо сказано: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, – вся в славу Божию творите (1 Кор. 10, 31) (Василий В.). 3 От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси. Иудеи, находясь в Вавилонском плену, представляли, что живут на конце Вселенной, поскольку центром земли считался Иерусалим. В высшем значении под концами земли можно подразумевать удаленность человека от Бога, который унывает, изнемогая от скорби. Камнем Давид называет здесь надежду на Христа, Которого апостол наименовал камнем (1 Кор. 10, 4) (Феодорит, Афанасий, Иероним). 4 Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия. Уповающему на Бога должно всегда иметь смиренномудрие: ибо оно есть столп крепости от лица вражия (Лествичник). 5 Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих. Это пророчество о возвращении пленного в Вавилоне народа в селение Божие – Иерусалим, так как в нем Бог являл Свое присутствие иудеям. Но по причине богоубийства это пророчество исполнилось на нас, христианах, ежедневно молящихся в божественных храмах. Ибо по истреблении римлянами иудеев, они более не селились при Иерусалимском Храме, который и сам был разрушен до основания. По подобию птиц, охраняющих своих молодых птенцов, Пророк просит Бога покрывать его кровом крыл божественного попечения (Феодорит). 6 Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя: дал еси достояние боящымся имене Твоего. Достояние – Царство Небесное. Ибо скажет приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Себя дал Бог в достояние, в собственность боящимся Его – какой дар! (Афанасий). 7 Дни на дни царевы приложиши: лета его до дне рода и рода. 8 Пребудет в век пред Богом: милость и истину Его кто взыщет; Не думай, что об одном каком-либо царе говорит это, напротив, знай, что и о всяком избранном для Царства Небесного (говорит), который сделался сообразным Христу по общению в страданиях Его. Ибо кто взыщет милость и истину (Бога Отца) – Единородного Сына Его Иисуса Христа – тот в безконечные веки пребудет пред Богом (Афанасий, Кирилл, Дидим, Евсевий). 9 Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне. Пророк обещает непрестанно воссылать свои благодарения Богу, чтобы исполнить молитвы, т.е. свои обеты. Заметь прекрасную гармонию между двумя частями псалма: с каким усердием взывал он к Богу о помощи, с такой же силой воссылал и благодарственные молитвы (Феодорит).

Дни особого поминовения усопших в Православии

Помимо Акафиста об упокоении всех усопших, псалом «Непорочны» является универсальным текстом для всех поминальных дней, в том числе и в родительские субботы. Всего таких в православии девять. Обозначают их по названию самых близких для каждого людей – родителей.

Вот эти дни, когда следует вспоминать умерших, заказывать службы (заранее, лучше с вечера, тем более, если не сможете присутствовать на панихиде), и молиться дома:

  • Вселенские: Троицкая (перед Святой Троицей) и Мясопустная (за неделю до Великого поста);
  • в предпасхальную Четыредесятницу: шестой день 2, 3 и 4-ой седмиц;
  • частные: девять дней спустя после Светлого Воскресенья – Радуница;
  • День памяти православных воинов – 11 сентября;
  • Дмитриевская суббота перед восьмым ноября — днем памяти великомученика Дмитрия Солунского;
  • Поминовение погибших в Великую Отечественную войну на день Великой Победы.

Очень удобно приобретать православный календарь на предстоящий год, там указаны все посты, дни поминовения умерших, все праздники и многое другое.

По 8–й кафисме, Трисвятое по Отче наш:

Таже тропари, глас 5: Во глубины́ мя греха́ попо́лзшася, треволне́ние обурева́ет отча́яния, но предвари́, Христе́, я́ко Всеси́лен, Упра́вителю всех, и ко приста́нищу ти́хому устреми́ безстра́стия, за благоутро́бие, Спа́се, и спаси́ мя.

Слава: Душе́, я́же зде привре́менна, та́мо же ве́чна, зрю суди́лище, и на Престо́ле Судию́, и трепе́щу изрече́ния: про́чее, душе́, обрати́ся, суд непроща́емь.

И ныне: Наде́жде ненаде́емых, По́моще безпомо́щных, Заступле́ние на Тя упова́ющих, свята́я Влады́чице Богоро́дице, по́мощь Твою́ низпосли́ нам.

Го́споди, поми́луй (40) и молитва:

Го́споди Ще́дрый и Ми́лостивый, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву и вонми́ гла́су моле́ния моего́: сотвори́ со мно́ю зна́мение во бла́го, наста́ви мя на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ се́рдце мое́, во е́же боя́тися и́мене Твоего́ Свята́го, зане́же ве́лий еси́, и творя́й чудеса́. Ты еси́ Бог Еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, Си́льный в ми́лости, и Благи́й в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти, и спаса́ти вся упова́ющыя на и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Видео на церквонославянском языке.

Видео на церквонославянском языке, русский шрифт.

Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 61

1 В конец, о Идифуме, псалом Давиду, псалом 61. Святой Давид преимущественно рассуждает в этом псалме о терпении, которым укрощается душевная раздражительность и совершенствуется смирение. Ибо только достигнувший высоты смирения удерживается от гнева во время злословия и, признав в себе еще большую ничтожность, сможет не возмутиться в душе от безчестных слов. Псаломник научает подвижников добродетели, каких помыслов надлежит им держаться во время нашествия сопротивных (Василий В., Феодорит). 2 Не Богу ли повинется душа моя; от Того бо спасение мое. Пророк начинает недоумением, как бы беседуя со своею душею. И препираясь с искусителем (диаволом), говорит: для чего ты понуждаешь меня быть рабом, кому не должно? У меня есть Владыка, я знаю Царя (Василий В.). 3 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче. Только Спаситель прекращает волнение, производимое в душах от искушений. Ибо невозможно не быть волнению в душе от грехов – по мере возрастания которых оно соответствующе усиливается (Василий В.). 4 Доколе належите на человека; убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену. Укоряет сопротивные силы в том, что нападают на человеческую природу, преклонную ко злу, и по естественной немощи уподобляет ее стене приклоненной, готовой упасть, и оплоту разрушенному (Афанасий). 5 Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху. Одна у них цель – лишить человека Божьего о нем промышления, от которого вся цена и слава человеку, и ввергнуть его в пучину нечестия (Феодорит). 6 Обаче Богови повинися, душе моя: яко от Того терпение мое. 7 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся. 8 О Бозе спасение мое, и слава моя. Бог помощи моея, и упование мое на Бога. Блажен, кто не восхищается никакою житейскою высотою, но Бога имеет своею славою (Василий В.). 9 Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша: яко Бог помощник наш. Невозможно нам соделаться способными к принятию божественной благодати, не изгнав из себя порочных страстей. Необходимо излить пред Ним от всего усердия слезы за грехи, посвятить Ему все свои помыслы и возлюбить Его от всей души и от всего сердца (Василий В., Афанасий, Феодорит). 10 Обаче суетни сынове человечестии: лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе. Пророк знал, что люди более полагают надежды свои на суеты житейские, нежели на Бога. Лживи – потому что растлилось в них мерило совести и судилище души (Василий В.). 11 Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца. Свойство богатства – текучесть, так как переходит от одного к другому. Удобнее удержать сжатую в руке воду, нежели надолго сберечь у себя богатство. Не порабощай помысла своего богатству, но пользуйся им как служебным орудием (Василий В.). 12 Единою глагола Бог, двоя сия слышах: зане держава Божия, Однажды было явление Божие Пророку, но о двух предметах говорил ему Бог: во-первых, что гневом воздаст тем, которые множеством грехов требуют гнева, и, во-вторых, что уделит милость тем, которые соделали достойное милости. Ибо держава означает гнев и строгость к достойным того (Василий В., Афанасий). 13 И Твоя, Господи, милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его. Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно. Ибо еюже мерою мерите, возмерится вам (Лк. 6, 39). Оскорбил ты ближнего? – И себе ожидай равного. Ожидай воздаяния за это. Ведь еже сеет, – каждый, – тожде и пожнет (Гал. 6, 7). Зная этот закон, апостол говорит: имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши (Рим. 2, 1). Впрочем, если и доброе что сделано тобою, то и за это ожидай многократно большего воздаяния (Василий В., Марк Подвижник).

Что понятно о молитве «Непоро́чны»

Чтение Библии, в состав которой заходит Псалтырь, непреложная обязанность всякого верующего, ведь Слово Божье способно воскресить сердечко, исцелить от греха, обогатить духовно. Провозглашение псалма 118 принесет пользу не только лишь стоящим на пороге вечности, да и здравствующим в этом мире для упрочнения красы и величия Господа, как ясное учение о земных целях и загробном воздаянии.

Противоречие авторства

  • Хотя составитель 118 псалма неизвестен, его авторство приписывают царю Давиду, жившему в конце II-начале I тысячелетия до н.э. Популярность версии разъясняется словом «Блаженны», которым начинается стихословие. Конкретно сиим воззванием обычно начинались все принципиальные для еврейского народа псалмы. Исходя из убеждений царя Давида.
  • Противники Давидового авторства говорят, что факт множественных упоминаний в тексте о деяниях нарушителей закона, также агрессивного дела к псалмопевцу быть может свидетельством наиболее поздней даты написания псалма 118. Быстрее всего, это предел VI—V веков до н. э., предположительно во время пребывания в Иудее уполномоченных персидского царя.

Для чего верующие читают псалом 118

Священнословие провозглашают без помощи других во время домашнего молебна. Почаще всего молитву воздают по усопшему для улучшения его пребывания в загробном мире, очищения от грехов, обретения покойным духовной радости. Не любому верующему просто дается чтение на церковно-славянском языке, для удобства текст был переведен на российский язык для наиболее глубочайшего осмысления стихов.

Псалтырь над усопшим принципиально читать по установленным правилам:

Как читают – молитвословие условно разбито на три части – до 73 стиха, опосля него до 131 строфы и до окончания. Меж ними читается славословие совместно с особой молитвой, поминающей имя усопшего.
Когда читают – стихословие провозглашают на утренних и вечерних богослужениях, во время отпевания, обряда погребения. Дополненный похвальными молитвами псалом 118 читают в Величавую субботу перед Пасхальной службой.

Создатель молитвы, называющий себя юношей, словами псалма утверждает, что защиту Всевышнего обретет лишь праведник. Псалмопевец молитвенными строчками ведет подробные рассуждения на тему, как придти к выполнению Божьей воли для духовного роста. Конкретно кропотливым переосмысливанием пт закона разъясняется обширность самой длинноватой кафизмы. Чувственный окрас текста показывает на искренность создателя, старающегося осознать сущность правил, установленных Богом, радующегося обретению таковой способности.

Полная текстовка псалма 118 на церковно-славянском и российском языках с нумерацией строк представлена ниже:

Псалом 118 совместно предыдущими и заключительными молебнами можно отыскать на страничках молитвослова, но брать его следует в церковной лавке при храме либо монастыре. Прослушайте, как звучит 17 кафизма в церковном богослужении:

Как правильно читать 17-ю кафизму

На дело лучше благословиться у священнослужителя. Текст лучше проговаривать негромко вслух. Допускается сидеть во время исполнения.

Сначала зачитывают молитвы, положенные перед началом чтения Псалытри.

Сама кафизма делится на три части – статии или славы: это момент славословия Святой Троицы на Литургии.

Стихи 1, 2,12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73 и 88 читаются с припевом об упокоении души: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)».

Строки 92 и 93 повторяют троекратно – и снова заупокойный припев.

Этот же припев сопровождает строчки 94, 107, 114, 121, 131, 132, 133, 142, 153, 159, 163 и 170 (после каждой строки следует читать припев). Две последних 175 и 176 опять исполняются трижды и снова припев за усопшего раба.

В финале звучат установленные молитвы – «по XVII кафизме».

Все они имеются в молитвослове, который следует покупать в церковной лавке православного храма или монастыря.

Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 63

1 В конец, псалом Давиду, Псалом 63
И этот псалом одного содержания с предыдущим: ибо описывает злоумышления Сауловы, и предсказывает о будущем избавлении от них, почему и надписан: в конец. Приличен (же) и всякому верующему, неправедно преследуемому гонителями (Феодорит).
2 Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе: от страха вражия изми душу мою.
3 Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.
Вражий страх происходит от бесов и противен дерзновению (смелости) Христовой. Он омрачает душу и выводит ум из себя, подобно действию вина. Сонм лукавых – собрание зломыслящих (Василий, Феодорит).
4 Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой вещь горьку,
5 Состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют его, и не убоятся.
6 Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их;
Давид сравнивает языки врагов с мечами, а ядовитые и огорчительные слова со стрелами. Они презирают страх Божий и стыд человеческий, думая, что нет никакого Судии над делами их (Феодорит).
7 Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко.
Благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо заметит; безумный человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то и сказано: испыташа беззакония, исчезоша испытающии испытания (Лествичник).
8 И вознесется Бог: Стрелы младенец быша язвы их.
Должны мы быть готовы во всю жизнь при многих искушениях сохранять исповедание, – не устрашаясь злых духов и никаких нападков человеческих, но почитая воистину страшным Единого Бога и боясь одних вечных мук. Настоящее же все – и радостное, и прискорбное – скоро, подобно снам, преходящее, почему и написано: стрелы младенец быша язвы их (Студит).
9 И изнемогоша на ня языцы их: смутишася вси видящии их.
10 И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша.
11 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него: и похвалятся вси правии сердцем.
Вред же обратился на самих нападавших. Увидев, что обманулись в своих замыслах, они исполнились смятения и страха от праведного божественного возмездия. Правые сердцем – люди чистосердечные, устремляющие помысл свой к Богу, исполнившись радости и веселия, утвердятся в уповании на Бога (Афанасий, Феодорит).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector