Твердыня в честь святых бориса и глеба

На крыльях души

В Переславской епархии прошел Всероссийский Иринарховский крестный ход. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас! За пять дней пути эта самая крестоходная молитва прозвучала безсчетное количество раз разными, но едиными устами — от ребенка до старца. Она объединила в одно целое тысячи людей, приехавших из самых разных концов страны и зарубежья. Начался крестный ход в Борисоглебском мужском монастыре 18 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, службой Божественной литургии.Благословить паству на духовные труды прибыл епископ Переславский и Угличский Феодор, он возглавил богослужение. Как всегда, множество священников, прибывших на крестный ход из разных епархий, сослужили владыке. Получив молитвенное благословение, крестоходцы подкрепились обедом, приготовленным на полевой кухне братией монастыря и прихожанами.

Чудеса или благодать Божия

Местные жители и по сей день уверены в святости этого удивительного места. Рассказывают, что святой Иринарх своими молитвами изгнал всех гадов на 7 верст от монастыря, и змей здесь никогда не видели. Другая история повествует о таинственном исчезновении поклонного креста и святого источника в начале революции. А когда бригада реставраторов в 1990-х годов проводила здесь уникальную работу по выправлению практически разрушенной стены, она не только отрывалась в нужных местах точно по швам, но и самостоятельно возвращалась на место с большой скоростью. Чудеса ли это, остается только гадать. Но то, что Борисоглебское сердце бьется именно здесь, в стенах его монастыря, остается совершенно очевидным фактом.

Житие Иринарха затворника Ростовского

Святитель Иринархродом из крестьянской семьи, что проживала в Ростовском уезде. В тридцать лет Илия (имя в миру) принял монашество в Борисоглебском монастыре, где настойчиво выполнял иноческие подвиги во имя и для людей.

Из-за неприятия его игуменом, который всячески издевался над ним физически и морально, пытаясь сломить его веру, был вынужден покинуть обитель и перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где вскоре стал келарем.

Но увидев несправедливость и нечестность в поведении со стороны служителей, которые неправильно использовали церковные блага,перешёл в Ростовский монастырь святого Лазаря. Там он прожил в отшельничестве три года, после чего с большим желанием вернулся в родную обитель, где вёл жизнь в суровом уединении. Так целых 25 лет Иринарх жил там, закованный цепями, периодически принимая физические муки и душевные истязания – в тяжких трудах (как говорил о себе сам святой).

После раскаяния Борисоглебского игумена вернулся в родное место, но жизнь его всегда была подвержена душевным трудностям, ибо святитель понимал, что живёт совсем не так, как его братия. Его же путь был более высокий, а предназначение – истинно Божие. И он неукоснительно следовал ему, несмотря ни на что.

Во времена русско-литовской войны выполнял послушание, усердно молясь Господу о помиловании Русской земли. Предсказывал гибель врагам при захвате родного монастыря и помогал представителям власти своими молитвами и предсказаниями. Во время всего хода войны преподобный непрестанно и слёзно молился об избавлении Руси от врагов, помогал людям излечиться от разных болезней и напастей.

Архитектура

Строения из камня появились в пустыни в XVI столетии. Первая церковь освящалась в честь преподобных защитников Руси Бориса и Глеба.


Собор Бориса и Глеба, Борисоглебский монастырь

  • Это небольшой одноглавый храм на четырех столпах, суровый облик которого четко вписывался в общую стилистику. Наружным декором служили только порталы, углубленные в стены. На небольшом и мощном барабане возвышалась глава, кровля была четырехскатной. С восточной стороны к зданию примыкали три алтарные апсиды с едва различимыми гранями.
  • Первоначальный облик храм изменялся под воздействием перестроек. Новый барабан и глава сильно исказили гармоничность сооружения. В 1810 г. к собору пристроили церковь Илии Пророка, в ходе работ разрушили паперть, заложили оконные проемы, стесали выступы и сняли украшения порталов.
  • Внутри стены отличались простотой и гладкостью, арки опирались на четыре столба крестчатой формы. Свет проникал через щелевидные окна, а иконостас, обрамленный червонным золотом, стоял на каменном постаменте. Стены покрывали колоссальные, богато украшенные картины с евангельскими событиями. На столбах и апсидах виднелись фигуры московских митрополитов.

Вторым по значимости строением обители считается собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Первый камень заложили в 1524 г., а спустя два года он был завершен.


Внутреннее убранство Борисоглебского монастыря

  • Объем здания имел кубическую форму и завершался четырехскатной кровлей с главкой луковичной формы, тонкий барабан был декорирован аркатурным (арочным) поясом. Фасад делился на три части (прясла) за счет архитектурных лопаток. Во внутреннем помещении церкви не было столпов, интерьер перекрывался крестчатым сводом.
  • Сведений о росписи собора не сохранилось, в настоящее время стены полностью белые. Однако в период реставрации 1990—х гг. мастера обнаружили фрагменты живописи XVII или более ранних веков. Наиболее значимой находкой явилась часть изображения Пречистой Девы в позе, характерной для иконы «Благовещение».
  • В конце XVIII в. церковь подвергли серьезной переделке: убрали большее количество оконных проемов, изменили фасады и форму главы, нарастили объем барабана. В 1882 г. Благовещенский собор в третий раз освятили после значительных ремонтных работ.
  • Собор располагается на подклете, который в период становления обители использовался в качестве монастырской кладовой. На месте входа в это помещение в XX столетии еще находилось широкое окно. Южный фасад церкви претерпел глобальное изменение, так как средина лопаток (вертикальных выступов) стесывалась, а также появлялись оконные проемы, украшенные наличниками и кирпичной кладкой.
  • С западной стороны к Благовещенскому собору пристроена квадратная одностолпная трапезная, имеющая крестовые своды. Дополнительным зданием, примыкающим к собору, являются древние настоятельские палаты, поставленные на высокий подклет.

Другие постройки

В 1680 г. на территории появилась пятиглавая церковь, освященная в честь Сергия  Радонежского. Она выделялась широкими оконными проемами, гладкими стенами и декоративными белокаменными розетками. Изумляли наружные росписи, затрагивающие тематику библейских сюжетов, но интерьер никогда не расписывался, что создавало ощущение большей свободы для находящихся здесь людей.

В 1680 г. на месте деревянного собора Иоанна Предтечи соорудили Борисоглебскую звонницу. Это трехъярусное прямоугольное здание казалось легким и стремящимся вверх, несмотря на свою монументальность. В нижнем ярусе располагалась ризница, на втором — бесстолпная церковь Иоанна Крестителя, а на третьем — колокола, висящие на железных балках. С востока постройки приделана высокая апсида прямоугольной формы.


Церковь Иоанна Предтечи в колокольне Борисоглебского монастыря

Вместе со звонницей здесь возводилась церковь Сретения Господня. Изящный объем собора завершался пятью главами. Основа здания разделялась за счет лопатки (выступа на стене) в центральной части. Церковь поставлена над Водяными вратами, находящимися на северной стороне. Проезды декорировались арочными поясами, паперть украшалась висячими арками.

На севере пустыни стоят братские кельи и настоятельские покои, часовня преподобного Иринарха находится за Водяными (северными) вратами. На каждом из углов монастырской стены воздвигнута оборонительная башня. С запада от обители паломники наблюдают небольшой пруд, а рядом с главным церквями находятся остатки некрополя.

Первые русские святые Борис и Глеб Кратко – кто же они такие?

Летом 2015 года исполнится тысяча лет, как отлетела к Господу душа крестителя Руси — великого князя киевского Владимира. Мало известны подробности его жизни. Да что там подробности! Окутаны туманом как и само его рождение, так и обстоятельства смерти.

Но известно, что Владимир Красное Солнышко в языческий период своей жизни был закоренелым многоженцем. Поэтому и детей от разных жен у него было много. Считается, что одних сыновей было двенадцать человек.

И особенно среди них он выделял младших — Бориса и Глеба. Кто был их матерью? Неизвестно. Долгое время считалось, что ею была дочь и сестра византийских императоров — порфирородная византийская принцесса Анна. Сейчас это утверждение в ученой среде считается необоснованным и не подтвержденным источниками.

Прошло всего несколько дней после неожиданной смерти Владимира, как в разных местах были убиты любимые его сыновья, не пожелавшие участвовать в междоусобной войне с братьями, – ростовский князь Борис и Глеб, княживший в Муроме.

В те далекие времена преемственность власти опиралась исключительно на силу и шла рука об руку с убийством претендентов. Безжалостно расправлялись даже с ближайшими родственниками.

А тут случилось удивительное: имея каждый под началом сильную дружину, они не захотели идти кровавым путем, не стали поднимать руку на братьев. Приняв мученическую кончину, они утвердили новую модель поведения – не все средства хороши для достижения власти.

Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными русской церковью. В их честь на Руси были построены сотни монастырей и храмов.

История монастыря

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-Ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Южная стена монастыря

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков. Его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр . В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Григорию Орлову. В дни памяти святых Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был разорён и осквернён. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упразднённого монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 года. Краеведческий актив посёлка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 года народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

С 1997 года ежегодно перед днём памяти пророка Илии совершается пеший крестный ход из Борисоглебского монастыря к источнику преподобного Иринарха на его родине близ села Кондакова, в 40 км от монастыря; во время крестного хода паломники по очереди несут на себе вериги преподобного.

В крестный ход — за радостью

Все участники Иринарховского крестного хода счастливы одинаково. Конечно, каждый идёт со своим грузом проблем и скорбей, у каждого свои надежды… А вот радость — на всех одна. На всех один свет, который целых пять дней озаряет, согревает, защищает и ведёт тысячи человек, отовсюду приехавших на благодатную Борисоглебскую землю.
 
Вслед за иконами и хоругвями
Радость наполняет сердце уже с самых первых минут, когда паломники ещё только собираются в Борисо-Глебском монастыре: наконец-то снова встретились! Да что там — «крестоходное» настроение появляется за неделю, за месяц, за два… Хоть и времени ещё много, а уже собраны рюкзаки, припасена одежда, обувь, составлен список — что ещё не забыть взять.
И однажды наступает момент, вроде совсем неожиданно, когда ты вдруг начинаешь «слышать» доносившуюся из души молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!» Бесчисленное количество раз будет звучать она во время духовного похода, помогая не отвлекаться на разговоры в пути, не думать об усталости, не обращать внимания на палящее солнце и проливной дождь.

«Русь еще жива! Русь еще поет!»

Впечатления об участии в Иринарховском крестном ходеТекст, который вы собираетесь прочитать, – всего лишь фрагменты впечатлений, родившихся во время Иринарховского крестного хода 2015 года. Думаю, что у каждого, прошедшего тем путем, запечатлелась в памяти своя уникальная картина события, которой он может дополнить мои слова. «Сестрички! Какое счастье – крестный ход уже завтра!» – хлопала в ладоши от радости Даша, укладываясь спать в гостиничной келье Варницкого монастыря. А мы, тогда еще неопытные паломницы, не могли ощутить такого же восторга от предстоящего события. Конечно, мы знали о существовании такой традиции, но пока крестный ход был для нас чем-то таинственным, неведомым… Принять участие в 19-м Иринарховском крестном ходе с Донской земли нас отправилось 32 человека: клирик храма Всех Русских Святых Ростова-на-Дону, священник Михаил Литвинов с семьей и прихожане храмов Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Шахт и Краснодара. Причем больше половины собирались пройти этот путь впервые. Посетив перед Борисоглебом еще несколько святых мест, разве могли мы тогда предположить, что ближайшие пять дней станут для большинства из нас главным событием лета 2015 года? Поэтому, скромно порадовавшись вместе с нашей Дашей, мы уснули, чтобы набраться сил для грядущего дня…

Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник

Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.

Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.

В июне 2006 года в поселке у монастыря поставлен памятник Иринарху Затворнику, созданный Зурабом Церетели. Фото Алексея Бережкова

Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.

7

Значение Ростовского затворника в православии

К преподобному старцу Иринарху многие приезжали за благословением. В числе посетителей монаха были князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, воевода Ян Сагепа. Сагепа настолько был поражен подвигами затворника, что стал лично покровительствовать обители и дал старцу 5 золотых монет.

Человек Божий посвятил себя служению Господу и трудился, не жалея сил. Он самовольно обрекал себя на муки и истязания, говорил о том, что многими скорбями предстоит войти в Небесное Царствие. Духовные и телесные подвиги Иринарха Ростовского стали примером смирения, послужили доказательством того, что с Божией помощью и молитвой можно вынести любые испытания.

Житие святого Иринарха Ростовского

Будущий святой родился в простой крестьянской семье, проживающей в небольшом селе Кондаково неподалеку от города Ростов. Случилось это радостное событие предположительно в начале лета 1548 года (точная дата рождения не известна). Отец мальчика, Акиндин, и мать Ирина нарекли младенца именем Илья.

Малыш на удивление быстро развивался и рос, рано начал ходить, был смышленым и рассудительным. В отличие от ровесников и двух старших братьев, игры не прельщали его. Он стремился к уединению, вел себя тихо и кротко. В возрасте 6 лет Илюша сам предсказал свою судьбу, сказав матери, что быть ему монахом, носить железо, трудиться, молиться Господу и учить людей. Эти слова оказались пророческими.

Достигнув совершеннолетия, Илья направился в город Нижний Новгород на заработки. Два года семья юноши ничего не знала о нем. На поиски младшенького отправились старшие братья. Они нашли Илью, трудящимся в крестьянском уделе, и остались с ним на целый год.

Однажды без видимых причин Илья начал плакать. Он рассказал удивленным братьям, что видит, как представился их отец. Вернувшись домой, скорбную весть они узнали от матери. В день погребения родителя и произошло видение у Ильи.

После кончины отца Илья, его старший брат и овдовевшая мать перебрались в Ростов, где купили дом и начали заниматься торговым делом. Дела их шли хорошо. Илья все чаще посещал храм, помогал нищим и готовился к монашеству, соблюдая телесную и духовную чистоту, проводя время в изучении Закона Божия.

Верным другом и собеседником стал ему купец Агафоник. Они обсуждали строки Писания, беседовали на религиозные темы. В возрасте 30 лет Илья решился уйти в монахи. Простившись с матерью и братом, он отправился в Борисоглебскую обитель. Игумен монастыря радушно принял его в братию, увидев в нем Божьего человека, и постриг в монахи с именем Иринарх.

Монах прилежно исполнял послушания, и любой труд выносил стойко. Он работал день и ночь, а также исправно молился на службах. Иринарх мало общался с братией, посвящая все время труду и молитве. Навестил его однажды лишь старый друг, купец Агафоник.

Проводив гостя, Иринарх шел и думал о том, что нужно ему перебраться в Белозерский монастырь, но неведомый глас известил монаха, что здесь его спасение. Он продолжил усердно работать и молиться. Монах спал прямо на земле, и сон его был коротким. Вскоре настоятель направил его на пономарскую службу, что Иринарх принял с радостью.

Случилось так, что в сильные морозы монах отправился вызволять одного христианина из гнета, имея намерение выкупить его, и отморозил пальцы ног. Это послужило началом затяжного недуга. 3 года терпел он боли, но продолжал трудиться. Излечившись молитвами, Иринарх продолжал ходить босым. Тогда игумен отправил его на работы вне стен обители. Монах огорчился и покинул монастырь.

Иринарх пешком добрался до Ростовской Авраамиевой Богоявленской обители, где был радушно принят. Игумен назначил его келарем, но монах счел это слишком почетным и желал подвизаться в смирении. Он перебрался в обитель святого Лазаря, где жил в тесной уединенной келье, изнурял себя голодом, носил железные оковы, тяжелые цепи и молился. Он желал вернуться в Борисоглебскую обитель, и вот за ним послали старца.

Иринарх в железных веригах отправился в родной ему монастырь. Там его приняли с почетом и определили в отдельную келью. Вскоре монах получил благословение на затвор. Будущий святой приковал и опутал себя тяжелыми цепями. Цепь увеличивалась. Бывшие затворники отдавали ему свои цепи, а на груди Иринарха висело более 100 крестов.

Все это время монах не оставлял труд, плел рясы и одежды, помогал нищим. Чтобы усилить телесные муки, он бил себя железной палицей. Потом страдал, болел и продолжал молиться. Братия относилась к затворнику плохо. Его не раз пытались оклеветать и насильно вытащить из оков. При одной из таких попыток старцу сломали руку. Так провел он 30 лет.

Душа преподобного старца Иринарха отошла к Господу 13 января 1616 года. Монаху было 68 лет.

«Иринарховский крестный ход под знаменем «Мы — русские. С нами Бог!»

Впечатления паломницы …

Вышли рати москвичей, владимирцев, суздальцев…, а вернулась рать русских»В Иринарховский крестный ход я пошла по приглашению друзей, ничем не отличающихся от сегодняшней православной молодежи. Несколько тысяч верующих встретились у ворот Борисо-Глебского монастыря, чтобы совершить 5-дневный крестный ход и преодолеть в молитве 40 км от обители до с.Кондаково, родины старца Иринарха-затворника. Старец славен великой силой духа, которой он удивил и остановил от вторжения польского предводителя. Традиция почитания преподобного Иринарха-затворника в крестном ходе живет уже 300 лет и, на удивление, молодеет, вовлекая в свои ряды молодые семьи с детьми. По статистике в крестный ход пришло до 70% молодежи до 30 лет, немножко 40-летних и около 10% — стариков.Вот такое юное лицо у православной России.

Старец взял тяжёлое подвижничество: приковал себя цепью и носил тяжёлые вериги

Тяжёлые оковы, кресты и бремя человеческого непонимания стали суровым испытанием для святого. Однако он, прикованный цепью в три сажени к стулу, чем и ограничил свои перемещения, обвешал себя тяжёлыми грузами. Цепь с годами удлинили. Жил он в монастыре двадцать пять лет.

Старец год за годом утяжелял свои оковы, чтобы вынести ещё больше испытаний

У Иринарха появился подражатель. Леонтий. Он тоже сделал себе грузы и цепь, а затем пришёл к старцу за благословением, хотел отправиться в Переяславский уезд в монастырь Пресвятой Богородицы, на Курбуй.

Старец пытался его отговорить, но не смог. В итоге Леонтия убили, а его цепь и грузы Иринарх присоединил к своим.

Цепь и вериги, которые носил Иринарх Затворник

Несколько позже старца оклеветали, и святой на время покинул обитель.

Он год служил келарем в Авраамиевом Богоявленском монастыре, а потом вернулся.

«Оптимизация» жизни и населения Борисоглебского края

Краткий исторический обзор. С.А. Лапшина, научный сотрудник Борисоглебского монастырского музея(Доклад был прочитан на Стратегическом Совете Ростовского района, который проходил в Ростовском кремле 23 августа 2019 года)

Борисоглебский район по сравнению с Ростовским районом менее развит в экономическом отношении и менее привлекателен в туристическом, но поскольку связь Ростова и Борисоглеба прослеживается на протяжении нескольких веков, а часть современного Борисоглебского района это исконная территория бывшего обширного Ростовского уезда, то мне бы хотелось представить Борисоглебский район в историческом срезе. Борисоглебский район в этом году отмечает своё столетие. Он был образован в 1929 году во многом искусственно, собран из волостей Ростовского, Угличского и Ярославского уездов. Но сегодня Борисоглебский район воспринимается как самостоятельная административная единица со сложившимися традициями и ориентирами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector