Памятники архитектуры древней руси

Лунное затмение однажды спасло Колумба

В феврале 1504 года Колумб застрял на Ямайке: от него ушла добрая половина команды, а аборигены не хотели делиться с ним едой. Колумба спасли те самые небеса, на которые он все время полагался для навигации. Зная из своего журнала, что 29 февраля 1504 года надвигается лунное затмение, Колумб предупредил аборигенов, что его бог весьма расстроен тем, как с мореплавателем обращаются. В назначенную ночь ореол вокруг Луны сделался красным, и перепуганные островитяне стали умолять Колумба просить своего бога о пощаде.

Колумб объявляет открытую землю собственностью испанского короля. Иллюстрация 1893 года.

Строительство в Древней Руси

Первыми строителями являлись византийцы и жители из стран, которые находились под правлением Константинополя.

В Византии к окончанию тысячелетия уже сложилась определенная система сооружения конструкций православного храма, которая и сейчас считается основной в восточнославянских странах.

Эти храмы относились к еще более позднему типу строений — базиликам. Именно базилик — длинное помещение, использующееся для судебных разбирательств, в котором кресло судьи находилось на круглой пристройке-апсиде — был взят за образец христианских церквей первых веков.

После крещения в Древней Руси работали свои мастера, и почти сразу вид храмов начал отличаться от византийских построек. Композиция стала целостной: все части византийских храмов устраивались отдельно, при этом элементы древнерусских церквей были неотделимы от общей конструкции.

К XII столетию в каждой области появились свои строители, а конструкции в разных княжествах Руси получили определенные стилевые различия. Одновременно на Руси работали и европейские рабочие. В таких случаях конструкция храмов оставалась восточно-христианской, но вот в декоративной росписи фасадов можно заметить черты преобладающего тогда романского стиля.

Строители из Константинополя научили русских мастеров делать специальный кирпич — плинфу, который был известен еще в Риме. Это относительно тонкая керамическая плитка, которая удобна в просушке и обжиге. В XII столетии из Европы пришла еще одна технология. Внешние поверхности стен обкладывали из хорошо отесанного известняка, а швы заделывались раствором с мелким камнем.

Главным же стройматериалом на Руси все время являлось дерево, и деревянные конструкции оказали значительное определение стиля на каменные храмы.

Собор Двенадцати Апостолов (Светицховели)

Мцхета, Грузия, XI век

1 / 7

Собор Светицховели. Мцхета, ГрузияViktor K. / CC BY-NC-ND 2.0

2 / 7

Восточный фасад собора Diego Delso / CC BY-SA 4.0

3 / 7

Внутренний вид собораViktor K. / CC BY-NC-ND 2.0

4 / 7

Фрагмент фрески со сценой Страшного судаWikimedia Commons

5 / 7

Фрагмент фрески со сценой Страшного суда Diego Delso / CC BY-SA 4.0

6 / 7

План собора в разрезе Wikimedia Commons

7 / 7

План собораWikimedia Commons

Собор прекрасен сам по себе, но нужно помнить, что он также является частью формировавшегося несколько веков культурного, исторического и религиоз­ного комплекса. Реки Мтквари (Кура) и Арагви, возвышающийся над городом монастырь Джвари (построен еще на рубеже VI–VII веков), Фаворская гора с хра­мом Преображения и другие объекты, имевшие те же названия, что и их па­лестинские прототипы, являли в Грузии образ Святой земли, перено­сили в Иверию сакральное наполнение места, где когда-то разворачивалось действие новозаветной истории.

Собор Светицховели — выдающийся памятник мировой архитектуры. Однако было бы неправильно говорить лишь о его материальной составляющей, о сво­дах и стенах. Полноправной частью этого образа являются предания — церков­ные и светские.

Прежде всего считается, что под храмом укрыта одна из главных реликвий христианства — хитон Спасителя. Он был привезен с места распятия Господа евреями — раввином Элиозом и его братом Лонгинозом. Элиоз передал святы­ню своей сестре Сидонии, искренней последовательнице христианской веры. Благочестивая дева умерла, держа его в руках, причем даже после смерти ника­кая сила не могла вырвать ткань из сжатых ладоней, так что одеяние Иисуса пришлось также опустить в могилу. Над местом захоронения вырос могучий кедр, одаривавший все живое вокруг чудесными целительными свойствами.

Когда в самом начале IV века в Иверию пришла святая Нино, она обратила в хри­стианскую веру сначала царя Мириама, а затем всех грузин и убедила их построить церковь на месте погребения Сидонии. Из кедра сделали семь опор для первого храма; одна из них, источающая миро, оказалась чудотвор­ной, отсюда и произошло название Светицховели — «Животво­рящий столп».

Существующее здание было построено в 1010–1029 годах. Благодаря надписи на фасаде известно имя зодчего — Арсакидзе, а барельефное изображение руки породило еще одну легенду — впрочем, типовую. Одна из версий гласит, что восхищенный царь приказал отрубить руку мастеру, чтобы он не смог повто­рить свой шедевр.

В начале второго тысячелетия мир был достаточно тесен, и в архитектуре хра­ма нетрудно заметить черты распространявшегося по всей Европе роман­ского стиля. Внешне композиция представляет собой крест из двух трехнефных бази­лик под высокими скатными кровлями с барабаном под конусом в центре. Однако интерьер демонстрирует, что конструктивно храм решен в византий­ской традиции — Арсакидзе применил хорошо знакомую и на Руси крестово-купольную систему.

Горные пейзажи явно оказали влияние на эстетические предпочтения грузин. В отличие от большинства восточнохристианских храмов, барабаны кавказских церквей (в том числе армянских) увенчаны не округлыми, а острыми коничес­кими главами, прототипы которых можно найти в культовых постройках Ирана. Филигранная отделка декора на поверхности стен обусловлена высоким уровнем мастерства кавказских каменотесов. Для Светицховели, как и для дру­гих домонгольских храмов Грузии, характерна ясно читаемая пирамида­льная композиция. В ней из разновеликих объемов складывается целостная форма (поэтому скрыты в общем теле храма, а на то, что они есть, намекают лишь две вертикальные ниши восточного фасада).

Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков

В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.

Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)

Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:

  • превосходная белая кладка,
  • строгая геометричность форм,
  • творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
  • влияние светских вкусов на церковные здания.

Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.

Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность

Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы

Церковь Елисея Угодника на Сидозере

Разрушенная церковь Святого Елисея.

Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось — только на другом берегу.

Церковь Елисея пророка — Сидозеро (Яковлевское) — Подпорожский район — Ленинградская область

Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.

Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями — храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.

Вид на Церковь Пророка Елисея с западной стороны.

Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, — видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние — ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину… Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, — стильная красота церкви — спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

Кто такой Феодосий

Феодосий (Федор) с детства отличался набожностью. Прежде всего, любил читать книги и слушать чтения божественных книг в церкви. Хотя он и вырос в богатой семье, но не любил богатую одежду, всегда ходил как нищий. Поэтому сверстники его не понимали и постоянно насмехались над ним. Но все их насмешки он сносил молча. Его мать не могла вынести насмешек над сыном. Она стала умолять его вернуться к прежней жизни. Но даже мольба матери не изменила его решения стать монахом. Узнав об отшельника Антонии, Феодосий пришел к нему и стал просить принять его. Антоний принял его, а священик Никон постриг его и назвал Феодосием. И тогда его мать, не в силах расстаться со своим любимым сыном, решила сама стать монахиней. Она приняла монашество в женском монастыре Святого Николая. И это позволило ей находиться ближе к сыну.

Со временем монастырь, где находился Феодосий, все больше и больше расширялся. Следовательно стало увеличиваться и число братии. Благодаря вкладам  и пожертвованиям прихожан, монастырь богател.

И  Феодосий решил построить другую церковь, в честь Успения Богородицы. Она была заложена в 1078 году. Великий князь Святослав подарил землю для этой церкви недалеко от старого Печерского монастыря. Закладка этой церкви была произведена в 1073 году. Феодосий скончался в 1074 году, на 65 году от рода, так и не дожив до окончания строительства церкви. А на год раньше скончался Антоний, ему было 90 лет.

О чем рассказывают мозаики и росписи

Отечество. Купол Архангельского собора Московского Кремля

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми­ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи­теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра­фия — «Отече­ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырехпарусах  Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре­угольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч­ные опоры.помещают четырех евангелистов, а на опо­рах  Опоры — в архитектурной терминологии лю­бые свободностоящие столбы и колонны. — стол­пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во­сточной и северной стенах изображены главные события священной исто­рии. На запад­ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо­нам христи­анского вероучения — таинству евхаристии (благо­дарения, прича­щения), в ко­тором участвуют апостолы, и Богоматери.

Церковь Спаса Нерукотворного

Абрамцево, Московская область, XIX век

1 / 4

Церковь Спаса Нерукотворного, АбрамцевоVladimir Gor / CC BY-NC-ND 2.0

2 / 4

Церковь Спаса Нерукотворного, АбрамцевоVladimir Gor / CC BY-NC-ND 2.0

3 / 4

Часовня церкви Спаса Нерукотворного, АбрамцевоAndrey Sapronov / CC BY 3.0

4 / 4

Фрагмент резьбы на фасаде РИА «Новости»

Это небольшая семейная церковь в усадьбе известного предпринимателя Саввы Мамонтова. И все-таки в истории русской культуры и русского храмового зод­чества оно занимает особое место. Задумав строительство, участники знамени­того абрамцевского кружка  Абрамцевский художественный (мамон­товский) кружок (1878—1893) — художе­ственное объединение, в которое входили художники (Антокольский, Серов, Коровин, Репин, Васнецов, Врубель, Поленов, Несте­ров и др.), музыканты, деятели театра. стремились воплотить в этом произве­дении сам дух русского православия, его идеальный образ. Эскиз храма создан художни­ком Виктором Васнецовым, реализован архитектором Павлом Самари­ным. В работе над убранством приняли участие Поленов, Репин, Врубель, Антоколь­ский, а также члены семьи Мамонтовых, в том числе ее глава — успеш­ный скульптор-любитель.

Хотя строительство было предпринято с вполне практической целью — по­строить церковь, куда могли бы приходить жители окрестных деревень, — глав­ной художественной задачей этого предприятия стал поиск средств выра­жения истоков и специфики русской религиозности. «Подъем энергии и худо­же­ствен­ного творчества был необычайным: работали все без устали, с соревно­ва­нием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения. Но там тогда этим порывом жили города, целые области, страны, народы, а у нас только Абрамцев­с­кая малая художе­ствен­ная дружеская семья и кружок. Но что за беда? — дышалось полной грудью в этой зиждительной атмосфере», — писала в своих воспомина­ниях Наталья Поленова, жена художника  Н. В. Поленова. Абрамцево. Воспомина­ния. М., 2013..

На самом деле архитектурные решения здесь достаточно просты. Это кирпич­ный бесстолпный храм со световым барабаном. Основной кубовидный объем сложен сухо, он имеет ровные стены и четкие углы. Однако применение наклон­ных (подпорных стен), их сложная форма, когда венчаю­щая, более пологая часть зубчиком нависает над крутой основной, придали постройке древний, архаический вид. Вместе с характерной звонницей над вхо­дом и пониженным барабаном этот прием порождает стойкие ассоциации с архитектурой древнего Пскова. Очевидно, там, вдали от суеты столичной жизни, инициаторы строительства надеялись найти корни исконной право­слав­ной архитектуры, не испорченной сухостью стилизаторских решений русского стиля. Архитектура этого храма явилась замечательным предви­де­нием нового художественного направления. В конце века в Россию пришел модерн (аналог европейских ар-нуво, югендстиля и сецессиона). Среди его вариантов был и так называемый неорусский стиль, черты которого можно усмотреть уже в Абрамцево.

См. также лекцию «Архитектура на службе у Бога» и материалы «Инструкция от Господа по устройству храма» и «Церкви для будущего» из курса «Архитек­тура как средство коммуникации». 

Гид по православному искусству

Музыка

Живопись

Поэзия

Архитектура

Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории

Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.

Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси.

Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.

В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль.

В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.

Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле.

От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.

Золотые Ворота.

XII в. Владимир

Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей. Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений.

Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.

Церковь Покрова на Нерли. XII в.

Боголюбово

Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.

Первые шатровые храмы были деревянными. Это связано с тем, что формы церковной архитектуры перенимались Древней Русью из Византии. Но в дереве было очень трудно передать форму купола византийского типа. Поэтому на Руси он и был заменен в деревянных храмах шатровыми завершениями. Их построить было значительно легче

Ярлыки

  • 10 класс
    (10)
  • 11 класс
    (2)
  • 7 класс
    (19)
  • 8 класс
    (17)
  • 9 класс
    (15)
  • Альтруизм и эгоизм
    (1)
  • анимационный фильм
    (1)
  • Античность
    (1)
  • архитектура
    (5)
  • Архитектура — композиционная организация пространства
    (1)
  • архитектура Киевской Руси
    (1)
  • архитектура Месопотамии
    (1)
  • Архитектура России 18-20вв
    (1)
  • архитектура ХХ века
    (1)
  • Великий подвиг народа
    (1)
  • виды архитектуры
    (1)
  • Виды дизайна
    (1)
  • Виды и жанры пластических искусств
    (1)
  • виды искусства
    (1)
  • Возрождение
    (3)
  • Воспитание
    (2)
  • выдающиеся мастера кино
    (1)
  • Выдающиеся художники театра
    (1)
  • Выразительные средства архитектуры
    (1)
  • выразительные средства живописи
    (1)
  • выразительные средства музыки
    (1)
  • Вятские Поляны
    (1)
  • Графический дизайн
    (1)
  • Дизайн
    (1)
  • для интерактивной доски
    (1)
  • добро и зло
    (2)
  • Документальный
    (1)
  • дружба
    (1)
  • Жанры живописи
    (1)
  • живопись
    (2)
  • живопись Др.Египта
    (2)
  • Живопись России 18-20 вв
    (1)
  • жизнь человека — высшая нравственная ценность
    (1)
  • Закон об образовании
    (1)
  • Законодательство
    (1)
  • Запуск проектов
    (1)
  • знак
    (1)
  • Золотое правило нравственности
    (1)
  • игровой
    (1)
  • Искусство
    (25)
  • Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры
    (1)
  • Исторический жанр в живописи
    (1)
  • Классицизм. Баженов
    (1)
  • Клиповое мышление
    (1)
  • Композиция в дизайне и архитектуре
    (1)
  • Компьютерная графика и ее использование
    (1)
  • конструкция здания
    (1)
  • культура и мораль
    (1)
  • Курс «Учимся беречь энергию»
    (1)
  • Литература нач. ХХ века
    (1)
  • любовь и уважение к Отечеству
    (1)
  • Методика
    (4)
  • Мифология Месопотамии
    (1)
  • Мода и вкус
    (1)
  • Модерн и модернизм
    (1)
  • моральный долг
    (1)
  • Москва
    (1)
  • Московский кремль
    (1)
  • музеи
    (1)
  • музеи России
    (1)
  • нравственные идеалы
    (2)
  • Нравственный поступок
    (1)
  • образ
    (1)
  • образцы нравственности в культуре Отечества
    (1)
  • Основы светской этики
    (31)
  • особенности морали
    (1)
  • ОСЭ
    (28)
  • ОСЭ Добродетель и порок
    (2)
  • Первобытное искусство
    (1)
  • Поколение Z
    (2)
  • Примерная программа
    (1)
  • программа для ВУЗа
    (1)
  • Пространственно- временные виды искусства. Театр
    (1)
  • Рабочая программа по ИЗО
    (1)
  • Рабочая программа по ОСЭ
    (1)
  • Реклама в современном обществе
    (1)
  • Религия Др.Египта
    (1)
  • Ресурсы для образования
    (3)
  • Род и семья
    (1)
  • Роль графики в книгопечатании
    (1)
  • Роль изобразительного искусства в кино и театре
    (1)
  • Россия — наша Родина
    (1)
  • Санкт Петербург
    (2)
  • Свобода и моральный выбор человека
    (1)
  • Свобода и ответственность
    (1)
  • семейные праздники
    (1)
  • Сервисы для создания инфографики и интерактивного видео
    (1)
  • символ
    (1)
  • Синтез архитектуры и скульптуры в дворцово — парковых ансамблях
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Скульптура Древней Греции
    (1)
  • совесть
    (1)
  • специфика кино
    (1)
  • Специфика полиграфии. Шрифты
    (1)
  • справедливость
    (1)
  • Старые фото
    (4)
  • стили живописного искусства ХХ века
    (1)
  • стили и направления в архитектуре
    (1)
  • Стыд. Вина. Извинение
    (1)
  • Сценография
    (1)
  • театральный костюм
    (1)
  • Телеизображение. Особенности и возможности
    (1)
  • темы и содержание в искусстве
    (1)
  • Теория и история русского искусства
    (1)
  • Толерантность
    (1)
  • Требования к презентации
    (1)
  • урок
    (18)
  • ФГОСт
    (34)
  • фотография
    (2)
  • фотохудожники
    (1)
  • Фреска. Мозаика. Иконопись.
    (1)
  • Художественные промыслы
    (1)
  • Чарли Чаплин
    (1)
  • честь и достоинство
    (1)
  • Что значит быть моральным
    (1)
  • что такое светская этика
    (1)
  • школьная программа
    (31)
  • элементы зданий
    (1)
  • этикет
    (1)
  • Юмор
    (1)

Архитектура Закавказья

Крестово-купольные конструкции в Армении начали строить в 6−7 столетии. В это время построили храмы в Цроми, Мрене, Эчмиадзине. В конструкциях были значительные изменения: стены рукавов креста преобразовали в тонкие столбы. Так исчезли угловые помещения. Получился цельный интерьер, состоящий из трех нефов, разделенных между собой тонкими столбами.

В Закавказье широкое распространение получили здания, которые напоминали план трех- или четырехлистника (триконхи и тетраконхи). Интерьер этих сооружений не делился столбами и не имел неф. Основное помещение имеет форму креста, который образуется за счет четырех апсид, сходящихся к купольному пространству. Угловые комнаты отделены от центрального помещения. Западная ветка креста часто остается прямоугольной формы.

Среди храмов Грузии также существуют уникальные строения. К примеру, главный собор Светицховели был сооружен в 1028 г.

География монастырей

География монастырей поражает. Подчас они возникали в глухих местах, где поблизости было всего два-три селения. А дальше, на многие сотни верст тянулись дремучие леса, топи и нехоженые земли. Но подвижники православия проникали и туда. Обустраивались там и несли свет Христовой веры. И прежде всего, приобщали жителей к новой вере.

Более пятидесяти инков из этого монастыря стали епископами. Некоторые из этих инков становились игуменами других монастырей. В каком бы монастыре не были инки, они везде старались поддерживать устав и дух Киево-Печерского монастыря. В то время на Руси было уже немало монастырей. Только в окрестностях Киева их было семнадцать, мужских и женских. Монашеская жизнь стала считаться на Руси образцом истинно праведной жизни.

Новгородско­псковская архитектура

От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами.

Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека.

На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными.

Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

8 характеристик русского деревянного зодчества

  1. Бережное отношение к окружающей среде.
  2. Единственность строительного материала.
  3. Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
  4. Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
  5. Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
  6. Слияние практичности и красоты.
  7. Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
  8. Возможность разборки и перевозки.

Отношение к дереву русских зодчих

Не каждое дерево могло стать строительным материалом

Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение

Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)

Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.

Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества

Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.

Вывод

Из сказанного можно сделать вывод, что Киево-Печерская обитель и другие монастыри в Древней Руси помогли распространению  христианства.  А также они помогли распространению книжного искусства и просвещения на Руси. Князь Ярослав дал указание, чтобы монастыри обучали бесплатно грамоте народ. И, кроме того, за свой счет содержали школы и училища для народа. Не будет преувеличением, если сказать, что монастыри были Академией наук и Академией художеств. И, конечно, Институтом истории и музеем, консерваторией и Институтом архитектуры одновременно. Но самой главной задачей монастырей было распространение веры Христовой на Руси. Между тем, в XIII – XIV веках на Руси уже насчитывалось около 200 монастырей.  Кроме монастырей школы стали открывать и в церквях.

Доброго всем здоровья. Не забывайте подписываться на мои обновления.

С вами была Лариса Колосова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector