Дмитров. борисоглебский мужской монастырь

Настоятели

  • 1 — архимандрит Феодосий (1519), первый из настоятелей монастыря, достоверно установленный по документам.
  • 2 — строитель Иоаким (Ларионов) (1611/12)
  • 3 — строитель Серапион (Одинцов)

В синодике Борисоглебского монастыря 1654 г. упоминаются без дат — они были до 1611/12г.?

    • 4 — архимандрит — Иона
    • 5 — архимандрит — Васьян
    • 6 — архимандрит — Варлам
    • 7 — архимандрит — Исайя
    • 8 — архимандрит — Никандр
    • 9 — архимандрит — Герасим
  • 10 — архимандрит Геннадий (1618)
  • 11 — строитель Киприан I (1623)
  • 12 — Киприан I (4.1624-17.01.1633) из строителей переведен в архимандриты
  • 13 — архимандрит Макарий (1642—1644)
  • 14 — архимандрит Иоаким (1646—1651)
  • 15 — архимандрит Тихон I (1651—1652)

В 1652—1664 годах монастырь принадлежал Новгородскому Митрополичьему дому (Никону)

  • 16 — строитель Александр (1652—1654?), «чёрный священник»
  • 16 — строитель Ефрем (1655—1656), «черный поп»
  • 17 — строитель Авраамий (1656—1663) (Новгородец)
  • 18 — игумен Авраамий (1664—1665) переведен из строителей
  • 19 — архимандрит Авраамий (1665—1869) из игуменов.
  • 20 — архимандрит Савватий (1669 — август 1671)
  • 21 — архимандрит Питирим (1672—1780)
  • 22 — архимандрит Корнилий (1680—1683)
  • 23 — архимандрит Тихон II (1683—1684)
  • 24 — архимандрит Калистрат (1684—1688)
  • 25 — архимандрит Иосиф (Варянов?) (1688—1692)
  • 26 — архимандрит Симеон (1694—1698)
  • 27 — архимандрит Сергий I (Пустобояров) (1698—1702)
  • 28 — архимандрит Евфимий (1703—1707)
  • 29 — архимандрит Адриан I (1707 — 14.6.1712)
  • 30 — архимандрит Матфей (Шумерин) (1713 — январь 1715)
  • 31 — архимандрит Адриан II (1715-10.1722)
  • 32 — архимандрит Мелхиседек (Борщов) (март 1722-16.2.1723)

В 1724—1727 годах монастырь снова приписан к Новгородскому архиерейскому дому

  • 33 — строитель — Иринарх (1724)
  • 34 — строитель — Антоний (1727)
  • 35 — архимандрит Киприан II (Скрипицын) (1727—1732)
  • 36 — архимандрит Андроник (17 января 1731 — октябрь 1733)
  • 37 — наместник Иосиф (31.10.1733-20.12.1733)
  • 38 — архимандрит Виктор (Подгорский) (20.12.1733-16.1.1739 (?))
  • 39 — архимандрит Адриан III (1736)
  • 40 — архимандрит Павел I (20 мая 1740—1756)
  • 41 — архимандрит Иакинф (Карпинский) (1757—1758)
  • 42 — архимандрит Нифонт (1758—1760)
  • 43 — архимандрит Боголеп (Городецкий) (1760—1762)
  • 44 — архимандрит Иероним (20.6.1762-5.12.1763)
  • 45 — архимандрит Иосиф (Аверков) (9.3.1763-1771)
  • 46 — игумен Иоанний (?) (20.10.1771-1775)
  • 47 — игумен Иаков (1775-30.3.1779, 1780?)
  • 48 — игумен Павел II (Наумов) (1781-22.6.1785)
  • 49 — игумен Никандр (13.10.1785-20.4.1786)
  • 50 — игумен Иоанникий (20.4.1786-10.1794 (1797?))
  • 51 — игумен Аполлинарий (Пуляшкин) (5.11.1794-1802)
  • 52 — архимандрит Александр (Алексеев) (16.1.1803-10.2.1804)
  • 53 — архимандрит Гедеон (Фомин) (17.4.1804-1806)
  • 54 — архимандрит Макарий (Брюшков) (9.8.1806-1810)
  • 55 — архимандрит Евгений (Казанцев) (6.8.1810-11.8.1811)
  • 56 — архимандрит Досифей (Голенищев-Кутузов) (28.8.1811-20.7.1816)
  • 57 — архимандрит Арсений (Козноров) (26.7.1816-4.7.1819)
  • 58 — архимандрит Феофилакт (4.7.1819-1822)
  • 59 — архимандрит Платон (Березин) (26.3.1822-1826)
  • 60 — архимандрит Евлампий (Пятницкий) (19.3.1826-28.3.1830)
  • 61 — архимандрит Платон (Казанский) (17.7.1830-31.12.1830)
  • 62 — архимандрит Феофил (1.2.1832-1835)
  • 63 — архимандрит Тихон (Углянский) (3.2.1835-1846)
  • 64 — архимандрит Иаков (Кротков) (9.2.1847-31.8.1855)
  • 65 — архимандрит Герман (Соколов) (11.9.1855-1872)
  • 66 — архимандрит Михаил (1872—1880)
  • 67 — игумен Сергий II (1880—1882)
  • 68 — архимандрит Сергий II (1882—1888)
  • 69 — архимандрит Пантелеймон (Иван Алексеевич Поспелов) (1890—1892)
  • 70 — архимандрит — Феофан (Борис Глебов 1831—1897) 1895—1897, переведен из Савво-Сторожевского монастыря в Звенигороде, брат наместника ТСЛ Павла Глебова.
  • 71 — архимандрит Дионисий (Сосновский) (1898—1901)
  • 72 — игумен Феодосий II (1902—1907) до 1907
  • 73 — архимандрит Феодосий II (1907—1918) из игуменов
  • 74 — архимандрит Роман (Геннадий Михайлович Гаврилов, 1957 г.), 1993—2005 гг.,
  • 75 — игумен Августин (Анатолий Викторович Шорников), с 2005 г.

История обители

Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове — один из древнейших русский монастырей. Основал его в 14 веке преподобный Мефодий — один из учеников Сергия Радонежского, когда-то выбравший эти места для строительства своей кельи. И хотя места эти были заброшены, о духовном подвиге Мефодия стало известно в миру, откуда и стали приезжать в эти места будущие послушники, вознамерившись впоследствии на этом месте устроить обитель.


Николо-Пешношский мужской монастырь в Дмитровском районе Московской области

В честь первой деревянной церкви, посвященной святому Николаю Чудотворцу, был назван и монастырь, а название «Пешношский» получил он от того, что Мефодий, помогаю строить церковь, носил через маленькую реку бревна, а так как ходил он пешком, да с ношей, то и вышло слово — Пешношский, которое закрепилось также и за именем преподобного.

В XV веке пожаром были уничтожены все деревянные храмы монастыря, но уже в 16 веке, благодаря щедрой поддержке весьма богатых и знатных благотворителей, среди которых был и Иван Грозный, удалось восстановить большинство сгоревших храмов в камне. Именно в этой обители услышал царь Иван Грозный важные наставления от епископа Вассиана о том, что поможет царю удержать власть среди вельмож. Но, как свидетельствует история, царем наказ епископа был понят превратно, о чем говорят участившиеся в то время казни и кровопролития по велению царя.

Однако в смутное время монастырь был разграблен и уничтожен вражескими войсками поляков, а монахи, до последнего защищавшие родную обитель, погибли. Об этом стало известно только лишь в XIX веке, при перестройке главного Никольского храма монастыря, когда были найдены камни, с высеченными на них именами погибших иноков.

В Петровские времена, при посещении обители государем Петром I, было решено передать монастырь в подчинение Троице-Сергиевой лавры, лишив тем самым его самостоятельности, но в конце XVIII века, к величайшей радости игумена, монастырю была возвращена свобода.

Обитель в XX веке

Многих потерь и бед удалось избежать Пешношскому мужскому монастырю, но XX век в истории обители называют временем самых тяжелых испытаний. Дело в том, что после революции 1917 года, власти решили в стенах нескольких зданий монастыря обустроить филиалы Дмитровского краеведческого музея.


Историческое фото Николо-Пешношского монастыря

И это еще было полбеды, ведь часть храмов так и осталось принадлежать обители, но вот в начале 30-х годов закрыли и музеи, и сам монастырь. Все ценности из этих мест были предварительно вывезены и распроданы. В этот же год монастырские помещения были заняты Домом инвалидов, а сам монастырь был разгромлен, сотрудники же его подверглись репрессиям.

В период Великой Отечественной войны в селе, где расположился монастырь, проходили активные военные действия, вся местность вокруг обители были заминирована. Но, даже в этот страшный для России период, монастырь выстоял, пострадали лишь его стены. И вот спустя 20 лет, в 60-х годах, в обитель переселили Психоневрологический интернат, в этот период в Никольском соборе была оборудована кухня, а стены всех зданий монастыря покрыл толстый слой побелки, за которым оказались похоронены древние фрески.

Со временем некоторые храмы монастыря все же были отреставрированы, но второе рождение обители началось лишь в 2007 году, когда Синод принял решение вновь открыть монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Луговом.

На заметку! В 2008 году в Николо-Пешношском монастыре проходили съемки фильма Карена Шахназарова «Палата № 6» по рассказу А.П. Чехова.

Современное состояние

Сегодня монастырская жизнь идет своим чередом — совершаются утренние и вечерние богослужения. При монастыре открыт зоопарк, который можно не только посетить в качестве зрителя, но и помочь в уборке территории, где проживают звери, либо в их кормлении.


Вход в собор Николая Чудотворца в Николо-Пешношском монастыре

Хотя в 2014 году были официально закончены все реставрационные и ремонтные работы на территории монастыря, но повседневный труд — основная деятельность монахов. Так, в монастырской лавке можно приобрести продукцию с подворья монастыря: яйца, молочные продукты, мясо.

Служителями храма и монахами ведется социальная работа. В находящемся рядом помещении Психоневрологического интерната проводятся духовно-просветительские мероприятия, ведутся душеспасительные беседы с больными.

Примечания

  1. Былов Н. Дмитровский Борисоглебский монастырь. Исторический очерк. М., 1905 (2-е изд.)
  2. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908, c. 442
  3. Тихомиров М. Н. Город Дмитров от основания города до половины XIX века. С планами, картами и диаграммами. Под ред. А.Н. Зюзина. Изд. второе, переработанное. — Дмитров: Издательский дом «Вести», 2006. — 92 с.
  4. Подъяпольская Е. Н. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 — М.: Стройиздат, 1998, с. 124—127
  5. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII веках. Выпуск одиннадцатый. Верейская, Дмитровская и Троицких вотчин десятины (Московского уезда). — М.: Изд. Имп. о-ва истории и древностей Российских при Моск. Ун-те, 1913.
  6. Дмитлаговцы строили на века. // Север Подмосковья. — 3—9.12.2004.
  7. Шаховская А. Д. Природа Дмитровского края: краткий краеведческий очерк — М.:Работник Просвещения, 1923. — 95с.
  8. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908, c. 443

История

Борисоглебский монастырь в Дмитрове впервые упоминается в завещании младшего брата Ивана Грозного, князя Юрия Васильевича, датируемом 1472 годом. Обитель вплоть до XVII века была княжеской, то есть была в прямой зависимости от московских и дмитровских князей, которые являлись его покровителями.

Первым архимандритом из настоятелей церкви в 1519 году стал Феодосий, однако не исключено, что столь высокий духовный сан был и у предыдущих настоятелей, однако документальных подтверждений этому нет.

С 1652 по 1664 годы монастырь был приписан к Новгородскому архиерейству, о чем царем Алексеем Михайловичем был издан особый указ.

В 1682 году Борисоглебский монастырь в Дмитрове намеревались приписать к Заиконоспасской обители, однако этого не произошло, и монастырь приобрел самостоятельность.

История монастыря Аносиного монастыря

В 1799 г. Евдокия Николаевна Мещерская (в девичестве Тютчева, родная тётя поэта Фёдора Тютчева) приобрела деревню Аносино, что на берегу Истры. Уже в 1810 г. она получила благословение Московского митрополита на создание храма Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге Борисе, Евдокия освятила придел церкви в честь святых Бориса и Глеба.

При храме в 1820 г. сформировали богадельню, где стали жить 11 женщин. Уже в 1822 г. она была переделана в женское общежитие имени Бориса и Глеба, попечительницей которого была Евдокия Мещерская. Ещё через год община стала монастырём, а Евдокия постриглась в монахини и стала игуменией Евгенией.

Маргарита Кушниренко

В общине был установлен строгий ионический устав. Наставником стал святитель Филарет. Посторонние люди не могли попасть на его территорию, а монахини выйти за неё. Милостыня не собиралась и вещи из мира не принимались. За строгость устава монастырь и стали называть Оптиной пустынью.

Сюда стали привозить на покаяние и исправление грешниц: тех, кто злоупотреблял алкоголем, прелюбодействовал, а также совершал обряды по старому стилю. Настоятельницы не одобряли эту практику, но вынуждены были принимать послушниц.

До февраля 1837 г. обителью управляла игуменья Евгения. Затем её земной путь завершился. Она похоронена у северного придела храма Живоначальной Троицы.

Следующие 20 лет монастырём управляла игуменья Анастасия. Она была крестницей и воспитанницей Евгении, а до этого крепостной княгини Мещерской. После её отъезда в Серпуховский Владычий монастырь игуменьей стала внучка Евдокии-Евгении, также принявшая после пострига имя Евгения, и управляла монастырём до 1875 г. После её перевода в Москву в Страстной монастырь её преемницей стала монахиня Рафаила.

Маргарита Кушниренко

С 1879 г. игуменьей была матушка Ионанна. Она управляла обителью до самой смерти в возрасте 90 лет. Это была сама строгая игуменья, при этом она сама неукоснительно соблюдала устав. К ней на беседу часто приезжал схиигумен Герман — старец Зосимовой пустыни. По свидетельствам современников, он считал, что у матушки Иоанны можно «поучиться монашеству».

До 1928 г. обитель существовала как монастырь. Из-за больших налогов монахиням приходилось много работать и отдавать производимую продукцию на продажу. Ещё в 1917 г. здесь было 180 насельниц, а тогда в обители осталось всего 130 сестер.

В 1928 г. действующую игуменью Алипию арестовали вместе с несколькими сестрами. Их сослали в трудовые лагеря, а остальных женщин из обители просто выгнали. Монастырь использовался как сельскохозяйственная коммуна, пока в нём не закончились запасы продовольствия. Ценные вещи и святыни начали вывозиться ещё с 1922 г., а колокола были переплавлены.

Панорама Аносиного Борисоглебского монастыря на Яндекс-картах

Из церкви святой Анастасии сначала сделали клуб, а затем жилой барак. Дмитровский храм работал как магазин. Война ударила по колокольне и Троицкому собору так, что сохранилась только часть храма, которую использовали для ремонта сельхозтехники.

Восстанавливать обитель начали в 1992 г. по просьбе схимонахини Анны к Святейшему патриарху. До 1999 г. это было патриаршее подворье. Но зимой того же года ему был возвращён статус монастыря, причём ставропигиального, что означает подчинение самому патриарху.

Сюда заселились женщины из Троицкого монастыря в Риге, основательницей которого была Сергия — духовная дочь игуменьи Евгении, внучки основательницы храма Живоначальной Троицы в Аносино. А с 2005 г. здесь управляет игуменья Мария.

Маргарита Кушниренко

Монастырь XIX веке

В начале XIX века возводится корпус для настоятелей. В 1888 году из-за ошибки в прочтении даты, написанной на одном из крестов монастыря, отмечают пятивековой юбилей обители

Это событие привлекает повышенное внимание к монастырю

Начинается его финансирование и дальнейшее восстановление. Под руководством известного архитектора того времени И.П. Машкова восстанавливается главный собор Св. Бориса и Глеба в его первоначальном виде. Остальные постройки частично реконструируются и реставрируются. Возводится новое здание духовного правления.

После Октябрьской революции 1918 года иноки из Борисоглебского монастыря в Дмитрове переводятся в Николо-Пешношскую обитель, а их место занимают монахини, эвакуированные из Украины и Рязани. Спустя восемь лет монастырь упраздняют, а в его помещениях располагается краеведческий музей.

С 1949 по 1970 год на территории обители располагалась воинская часть, а затем различные организации и учреждения. В 1993 году началось восстановление монастыря, а через 10 лет здесь появляются иноки и настоятель. В 2004 году обитель была отреставрирована и освящена.

История Борисоглебского монастыря

Возникновение в этих местах монастыря связывают с именем князя Юрия Долгорукого, являющегося основателем Дмитрова. В 1154 г. князь заложил здесь город, который назвал в честь покровителя своего сына — святого Дмитрия. До нас дошли предания, согласно которым, Юрий Долгорукий одновременно с городом приказал возвести и монастырь. Однако по современным находкам археологов нельзя научно доказать подобные предания. Официально же монастырь уже стоял в Дмитрове в 1472 г. Именно этим годом датировано завещание князя Юрия, в котором он упоминает Борисоглебскую обитель. Со времени основания (примерно в середине XV века) и до XVII столетия монастырь считался княжеским — это значило то, что всеми делами комплекса (как религиозными, так и светскими) управляли князья из Москвы и Дмитрова. Ситуация эта мало устраивала монахов и прихожан, ведь князья не могли постоянно находиться при дворе монастыря и контролировать его жизнь. Хотя это положение дел не мешало обители иметь собственного настоятеля. Примерно с XV века руководитель комплекса имел право быть в чине архимандрита, но первый документально подтвержденный настоятель с таким званием был здесь лишь в 1519 г. — его звали Феодосий.В середине XVII века (1652-54 гг.) царь московский Алексей своим указом приписывает Борисоглебский монастырь к Новгородскому Архиерейскому дому. Событие это означало утрату монастырским комплексом самостоятельного управления. Отныне контроль над жизнью обители осуществлялась новгородскими строителями. Чуть меньше чем через 100 лет — в 1724-26 гг. — православное сооружение снова приписано к тому же самому Архиерейскому дому. Между этими событиями — в 1682 г. — его собирались приписать к еще одному комплексу в Москве — Заиконоспасскому. Но этого не произошло, поэтому в те годы обитель была самостоятельной.В XVIII век монастырь в Дмитрове входит с внушительной территорией. Помимо собственно архитектурного комплекса в центре города, обитель владела конюшенным двором, вспомогательными постройками к северу от строения, небольшой деревней в 14 домов и водяной мельницей. В 1764 г. собор миновала печальная участь соседей, попавших «под сокращение» Екатерины II. Таким образом, Борисоглебский монастырь остался единственным в городе. К середине столетия старинные постройки комплекса начинают приходить в упадок и ветшать, но прихожане и настоятель собирают средства на реставрацию и новое строительство. К концу XVIII века отстраивается Покровская церковь, которая не сохранилась до нашего времени, в первой половине следующего столетия строится настоятельский дом. В конце XIX — начале XX веков реставрируется центральный собор Бориса и Глеба, также возводится здание духовной управы.Монастырь, как и многие подобные учреждения, был закрыт с приходом советской власти — произошло это в 1926 г. Здания комплекса были переданы Дмитровскому краеведческому музею (ныне расположен в Кремле города). В 1932 г. музейное учреждение переехало в здание Успенского собора, а Борисоглебский монастырь стал центром управления Дмитровского исправительно-трудового лагеря. Окружающие его улицы стали домом для многих наемных рабочих, которые впоследствии создавали канал «Волга — Москва».С началом Второй мировой войны сакральный комплекс отдали под военную часть, где она находилась до 1970-х гг., а в здании упомянутого выше конюшенного двора — до 1990-х гг. В последние годы СССР Борисоглебский монастырь являлся центром многих управленческих юрисдикций и организаций, в Братском же корпусе были размещены квартиры. В 1993 г. монастырь восстанавливается и снова начинает действовать. Активно проводятся работы по реконструкции. В 2004 году митрополит Ювеналий освящает отстроенный собор Бориса и Глеба.

Информация для паломников

Обитель расположена в подмосковном городе Дмитрове, на улице Минина, строение № 4. Престольные праздники:

  • 15 мая — память святых Бориса и Глеба;
  • 22 мая — Николая Угодника;
  • 27 марта — прославление «Феодоровского» образа Пречистой Богоматери.

Богослужения здесь совершаются ежедневно, по будням с 6:00 проходят исповеди, с 7:00 — литургия, вечерня начинается в 17:00. По воскресным дням и церковным торжествам священники проводят в 7:00 водосвятный молебен и утренние молитвы, в 17:00 служится акафист преподобным Борису и Глебу.

Богослужения здесь проходят строго по расписанию. Обитель приглашает христианских паломников, которые хотят поучаствовать в литургиях, приложится к святыням и насладиться умиротворенной тишиной.

Борисоглебский монастырь. Дмитров

Посещение монастыря

Хотя богослужения в этой обители совершаются каждый день, туристам лучше заранее договориться о посещении и экскурсии

Сделать это можно, связавшись по телефону с церковной лавкой, работающей без выходных.Обратите внимание, что в обители экскурсии проводятся исключительно с 10.00 до 15.00. Именно в это время посетителям рассказывают о прошлом и настоящем монастыря, его святынях, о жизни Бориса и Глеба

Важно! Посещение обители требует соответствующего внешнего вида: для женщин это покрытая голова и юбка или платье, закрывающие колени; для мужчин – скромный внешний вид, брюки, а не шорты, непокрытая голова. Водосвятная часовня

Архитектура

Строения из камня появились в пустыни в XVI столетии. Первая церковь освящалась в честь преподобных защитников Руси Бориса и Глеба.


Собор Бориса и Глеба, Борисоглебский монастырь

  • Это небольшой одноглавый храм на четырех столпах, суровый облик которого четко вписывался в общую стилистику. Наружным декором служили только порталы, углубленные в стены. На небольшом и мощном барабане возвышалась глава, кровля была четырехскатной. С восточной стороны к зданию примыкали три алтарные апсиды с едва различимыми гранями.
  • Первоначальный облик храм изменялся под воздействием перестроек. Новый барабан и глава сильно исказили гармоничность сооружения. В 1810 г. к собору пристроили церковь Илии Пророка, в ходе работ разрушили паперть, заложили оконные проемы, стесали выступы и сняли украшения порталов.
  • Внутри стены отличались простотой и гладкостью, арки опирались на четыре столба крестчатой формы. Свет проникал через щелевидные окна, а иконостас, обрамленный червонным золотом, стоял на каменном постаменте. Стены покрывали колоссальные, богато украшенные картины с евангельскими событиями. На столбах и апсидах виднелись фигуры московских митрополитов.

Вторым по значимости строением обители считается собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Первый камень заложили в 1524 г., а спустя два года он был завершен.


Внутреннее убранство Борисоглебского монастыря

  • Объем здания имел кубическую форму и завершался четырехскатной кровлей с главкой луковичной формы, тонкий барабан был декорирован аркатурным (арочным) поясом. Фасад делился на три части (прясла) за счет архитектурных лопаток. Во внутреннем помещении церкви не было столпов, интерьер перекрывался крестчатым сводом.
  • Сведений о росписи собора не сохранилось, в настоящее время стены полностью белые. Однако в период реставрации 1990—х гг. мастера обнаружили фрагменты живописи XVII или более ранних веков. Наиболее значимой находкой явилась часть изображения Пречистой Девы в позе, характерной для иконы «Благовещение».
  • В конце XVIII в. церковь подвергли серьезной переделке: убрали большее количество оконных проемов, изменили фасады и форму главы, нарастили объем барабана. В 1882 г. Благовещенский собор в третий раз освятили после значительных ремонтных работ.
  • Собор располагается на подклете, который в период становления обители использовался в качестве монастырской кладовой. На месте входа в это помещение в XX столетии еще находилось широкое окно. Южный фасад церкви претерпел глобальное изменение, так как средина лопаток (вертикальных выступов) стесывалась, а также появлялись оконные проемы, украшенные наличниками и кирпичной кладкой.
  • С западной стороны к Благовещенскому собору пристроена квадратная одностолпная трапезная, имеющая крестовые своды. Дополнительным зданием, примыкающим к собору, являются древние настоятельские палаты, поставленные на высокий подклет.

Другие постройки

В 1680 г. на территории появилась пятиглавая церковь, освященная в честь Сергия  Радонежского. Она выделялась широкими оконными проемами, гладкими стенами и декоративными белокаменными розетками. Изумляли наружные росписи, затрагивающие тематику библейских сюжетов, но интерьер никогда не расписывался, что создавало ощущение большей свободы для находящихся здесь людей.

В 1680 г. на месте деревянного собора Иоанна Предтечи соорудили Борисоглебскую звонницу. Это трехъярусное прямоугольное здание казалось легким и стремящимся вверх, несмотря на свою монументальность. В нижнем ярусе располагалась ризница, на втором — бесстолпная церковь Иоанна Крестителя, а на третьем — колокола, висящие на железных балках. С востока постройки приделана высокая апсида прямоугольной формы.


Церковь Иоанна Предтечи в колокольне Борисоглебского монастыря

Вместе со звонницей здесь возводилась церковь Сретения Господня. Изящный объем собора завершался пятью главами. Основа здания разделялась за счет лопатки (выступа на стене) в центральной части. Церковь поставлена над Водяными вратами, находящимися на северной стороне. Проезды декорировались арочными поясами, паперть украшалась висячими арками.

На севере пустыни стоят братские кельи и настоятельские покои, часовня преподобного Иринарха находится за Водяными (северными) вратами. На каждом из углов монастырской стены воздвигнута оборонительная башня. С запада от обители паломники наблюдают небольшой пруд, а рядом с главным церквями находятся остатки некрополя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector