9 фактов о жизни в xix веке, от которых сегодня становится жутко

Содержание:

Особенности работы профессии

Получить диплом — это лишь половина дела, куда сложнее найти подходящую должность. И беда не в том, что мало вакантных мест. Нет, в действительности все как раз таки наоборот, однако есть одно «но».

Учитывая специфику профессии, большинство предложений подразумевает работу «в поле». То есть придется очень много ездить по дальним краям и жить под звездным небом. И хотя в такие экспедиции зачастую ездит целая группа геологов, все же дефицит цивилизации будет всегда налицо. Но если человек любит природу и свое дело, то подобный ход вещей для него, скорее, плюс, нежели минус.

Естественно, устроиться работать геологом можно и на территории родного города. К примеру, проводить геологические изыскания или создавать топографические карты. Однако следует понимать, что здесь и конкуренция будет выше, и оклад не такой большой, как у коллег-исследователей.

Существующая политическая система

Говоря кратко, Россия в первой половине 19 века оставалась самодержавной монархией. В отличие от прогрессивных европейских систем, вся власть в стране оставалась в руках правящего императора.

Свое управление государь осуществлял с помощью чиновников разного уровня. Но деятельность отраслевых органов имела множество важных недочетов. Система коллегий была малоэффективной ввиду того, что ее представители не несли персональной ответственности за свои действия и были ограничены в правах. Все это говорило о необходимости скорейшей реорганизации управленческой системы. Этого же требовало стремительное развитие буржуазных отношений и развитие новых общественных классов. К тому же правящая элита стремилась сохранить свои привилегии в новых реалиях путем усиления влияния на императора.

В результате политических интриг в 1801 году российский престол занял Александр I. Эта дата знаменательна тем, что новый правитель сразу же приступил к реформированию государственного устройства страны. Им были подписаны следующие указы:

  • О возможности покупки земельных наделов купцами и крестьянами.
  • О лишении дворян права на монопольное владение землей.
  • Закон «О вольных хлебопашцах». Он позволял крестьянам выкупать землю.

При Александре Первом

Внутренняя политика

Годы правления: 1801-1825.

1.Либеральные реформы. Император пытался смягчить крепостное право. Важную роль в его реформах отыграл министр Сперанский. Отстаивал идею разделения власти на три ветви, но она так и не была осуществлена.

2. Новые учебные заведения. При Александре открылись школы и университеты (Харьков, Казань, Вильно). Широкую популярность получили Царскосельский (там учился Пушкин) и Ниженский (Альма-матер Гоголя) лицеи.

3.Военные поселения Аракчеева. С 1815 года министр Аракчеев начал создавать по всей империи военные поселения. Государственные крепостные теперь должны были еще и проходить военную подготовку. Это привело к ряду крестьянских восстаний.

4.Появляются первые подпольные организации: масонские ложи.

Внешняя политика

1.     С 1805 по 1807 Россия – член антифранцузской коалиции.

2.     В 1812 году начало открытой войны с Наполеоном после его нападения на Россию. После окончательной победы в 1815 году Россия – главный участник Венского конгресса и один из лидеров новой Европы.

3.     Также при Александре I страна вела войны с османами (1806-1812), персами (1804-1813) и шведами (1808-1809).

В результате такой политики Александра страна присоединила Грузию, Финляндию, Бессарабию (современная Молдавия и Украина), а также Царство Польское со столицей в Варшаве.

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания. 

↑ Императоры России 19 века

Эта эпоха насчитывает пять царей:

  • Павел I
  • Александр I
  • Александр II
  • Александр III
  • Николай II.

Павел I возглавил страну в 1796 году. Он запомнился всем новаторской идеей централизации власти и убрал некоторые привилегии для дворян. Был ярым противником революции во Франции, но в итоги заключил мирный договор с Бонапартом. Был убит в результате заговора.

Александр I правил с 1801 года. Его политика благоприятно влияла на развитие страны. Александр выбрал в союзники Францию и Великобританию, но входил в коалицию, которая не поддерживала революцию во Франции, но с 1807 по 1812 был близок с Французским руководством и вел активную политику с данной страной. Воевал с Турками и Шведами и обе войны были успешными. После войны 1812 года был представителем России в антифранцузской коалиции.

Александр II сел на трон в 1855 году и отменил крепостное право, проведя множество исторических реформ. После восстания Поляк взял другой курс в политике, который одабривали большинство граждан. За свое царствование присоединил огромные территории и участвовал в русско-турецкой войне. На него покушались целые четыре раза, но на пятый раз был все таки убит.

Второй сын Александра II был Александр III и именно он взошел на престол в 1881 году и почти сразу же понизил налоги. Во второй половине 80-ых Александр увеличил полномочия полиции и увеличил ее роль в государстве. Так же он запомнился всем тем, что заключил с Францией мирный договор и присоединил земли Средней Азии.

Последним Российским императором был Николай II, который всем запомнился своей целеустремленностью и характером. Во время его правления был огромный скачок в экономическом и промышленном плане. Но поражение России в войне с Японией посеяло семя революции и в результате данное событие повлекло убийство царя и всей его семьи.

↑ Герои России 19 века

Одним из главных в 19 веки был великий полководец Михаил Кутузов, если быть честным, то без него Россия вряд ли бы выиграла войну 1812 года. Родился же Михаил в 1745 году и с детства хотел быть военным. Учился он в артиллерийской школе и был очень веселый. Начал он свой путь будучи девятнадцатилетний прапорщиком. А уже с 1770 года он начинает стремительно развиваться и заслуживает высшие чины. Даже тяжела травма головы из-за которой он потерял зрение не помешала в дальнейшем спасти свою Родину от жадных французов.

Не стоит забывать и еще об одном великом человеке, которого зовут Иван Дорохов. Учился он в Артиллерийском училище, которое окончил в 1787 году и брал участие в войне против турок. Воевал в войсках самого Суворова и был очень отважным воином. Именно из-за этих качеств его повысили и он уже командовал целым полком, а в дальнейшем и руководил отходом большого количества войск.

Целые две недели он успешно маневрировал между сил противника и не шел на открытые бои, так как все лошади были отданы под раненых шли все пешком и в скором времени его отряд соединился с другой группой войск. Это было одно из ключевых моментов в ходе войны.
Ну и конечно же герои были и сами люди, которые творили историю и своими жизнями пробивали путь будущему поколению, которое так же рвалось на войну.

Так же и сами цари были героями, потому что именно они принимали судьбоносные решения и именно они были выбраны народом.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Расцвет культуры и архитектуры

Не только научными открытиями богата история 19 века. Кратко говоря, это время дало миру целую плеяду писателей и поэтом, среди которых самым значимым является Пушкин. Он стал символом своего времени. Но нельзя забывать и о других великих авторах, таких как:

  • Жуковский,
  • Грибоедов,
  • Лермонтов,
  • Карамзин,
  • Гоголь и многие другие.

Они подняли русскую культуру на самый высокий уровень. Недаром то время принято называть «золотым веком». Произведения этих авторов будут значимы всегда, и этим они прославили свою страну.

Архитектура первой половины 19 века в России стала эпохой классицизма. Это нашло отражение в облике обеих столиц и других больших и малых городов. Характеристика построек в таком стиле отличается четкими линиями и ясностью облика.

В то же время стремительно развивалась и музыкальная культура. Наиболее значимыми фигурами того времени являются композиторы Глинка и Дарго­мыжский.

Живопись переживала период романтического реализма. Выставки русских художников позволяли знакомиться с их творчеством не только ценителям этого искусства, но и представителям простого народа. Самыми значимыми картинами считаются «Последний день Помпеи» К. П. Брюлова и «Девятый вал» И. К. Айвазовского.

Таким образом, несмотря на отсталость в экономики и многочисленные военные действия, Россия оставалась государством, с которым вынуждены были считаться страны более развитой Европы. Особенно значимыми были достижения в области науки и культуры.

Основные даты в истории России XIX века

  1. 1801 – Дворцовый переворот. Убийство императора Павла. Вступление на престол его сына Александра I (1801 – 1825).
  2. 1804-1813 – Русско-персидская война, присоединение к России ханств Северного Азербайджана.
  3. 1805-1807 – Война России против наполеоновской Франции в союзе с Англией, Австрией, Пруссией и Швецией.
  4. 1807 – Тильзитский мир России, Франции и Пруссии. Личные переговоры императоров Наполеона I и Александра I. Присоединение России к Континентальной блокаде Англии.
  5. 1808-1809 – Русско-шведская война.
  6. 1806-1812 – Русско-турецкая война.
  7. 1812 – Вторжение 600-тысячной армии Наполеона в Россию и её изгнание. Отечественная война.
  8. 1813-1814 – поход русской армии в Европу.
  9. 1814-1815 – Венский конгресс, подведение дипломатических итогов Наполеоновских войн. Конгресс признал присоединение к России большей части Польши. Другие её части отошли к Пруссии и Австрии. Образование Священного союза России, Пруссии и Австрии.
  10. 1817-1864 – Война на Кавказе.
  11. 1819-1921 – Русская морская экспедиция Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, открытие ею Антарктиды.
  12. 1825 г. – внезапная кончина в Таганроге императора Александра I. Восстание декабристов и его подавление. Восшествие на престол брата Александра I императора Николая I.
  13. 1826-1828 – Русско-персидская война.
  14. 1827 – Лондонская конвенция России, Англии и Франции о помощи Греции.
  15. 1828-1829 – Русско-турецкая война.
  16. 1830 – Польское восстание.
  17. 1830-1831 – «Холерные» бунты.
  18. 1839-1940 – Хивинский поход генерала В. Перовского.
  19. 1851 – Открытие Николаевской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.
  20. 1853 -1856 – Крымская (Восточная) война между Россией и Турцией.
  21. 1854 – вступление в Крымскую войну на стороне Турции Англии, Франции и Сардинии, осада Севастополя. Неудачная попытка атаки англо-французской эскадры Санкт-Петербурга, благодаря первому в истории успешному применению русским флотом морских мин в районе Кронштадта.
  22. 1855 – первый русско-японский договор.
  23. 1855 – Смерть Николая I и вступление на престол его сына императора Александра II.
  24. 1856 – Парижский мирный трактат, завершивший Крымскую войну. Территориальные уступки России и демилитаризация Чёрного моря.
  25. 1857-1867 – издание А. Герценым и П. Огарёвым в Лондоне первой русской революционной газеты «Колокол».
  26. 1861 г. – Обнародование царского Манифеста об отмене крепостного права. Крестьянские и студенческие волнения. Основание тайного революционного общества «Земля и воля».
  27. 1863-1864 – Польское восстание.
  28. 1864-1885 – Поэтапное присоединение Средней Азии к России.
  29. 1867 – договор о продаже Аляски – Соединённым штатам Америки.
  30. 1869 – открытие первых женских курсов в Петербурге.
  31. 1873-1875 – промышленный кризис в России.
  32. 1876 – Демонстрация на Казанской площади в Петербурге. Первая политическая демонстрация в России.
  33. 1877-1878 – Русско-турецкая война.
  34. 1879 – Липецкий и Воронежский съезды народников. Раскол «Земли и воли» на террористическую организацию «Народная воля» и пропагандистскую -«Чёрный передел».
  35. 1881 – Террористическое убийство народниками Александра II. Вступление на престол его сына Александра III.
  36. 1883 – Образование первых групп российской социал-демократии, группы Г. Плеханова в эмиграции и группы Д. Благоева в Петербурге.
  37. 1891-1892 – Голод во многих центральных губерниях.
  38. 1891-1905 – Строительство Сибирской железнодорожной магистрали.
  39. 1893 – заключение союза между Россией и Францией.
  40. 1893-1899 – бурный экономический подъём, развитие капитализма, рост численности промышленного пролетариата.
  41. 1894 – Смерть Александра III и вступление на престол его сына императора Николая II. «Ходынка», давка во время вручения подарков после коронации императора, сопровождавшаяся многочисленными жертвами и увечьями.
  42. 1896 – Русско-китайский договор о союзе и сооружении Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
  43. 1897 – Денежная реформа Ю. Витте, способствовавшая укреплению курса рубля.
  44. 1898 – I съезд РСДРП в Минске. Большинство избранных на нём руководителей партии были вскоре арестованы, поэтому в историографии принято считать, что партия была создана только на II её съезде, который проходил в Брюсселе и в Лондоне в 1903 году.
  45. 1900 – Антиколониальное «восстание боксёров» в Китае и участие России вместе с другими колониальными державами в его подавлении.

Царь Николай 2

Социальная структура

В XIX веке население империи делилось на несколько сословных групп. Каждая из них имела свои обязанности, права и привилегии. По социальной градации выделялись следующие сословия:

  • Дворянство. Представители этой группы российского общества были самыми привилегированными. Они имели широкие права на собственность, занятие государственных должностей, получение образования и так далее. Выделялось потомственное и личное дворянство. Последнее жаловалось человеку за заслуги перед отечеством.
  • Духовенство. Эта часть населения составляла всего один процент от общего числа граждан. Представители религии могли иметь в собственности землю и эксплуатировать крестьян.
  • Купечество. Его представители освобождались от армии и некоторых налогов. Купцы, относящиеся к первой гильдии, могли торговать как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Представители второй гильдии торговали в крупных и мелких городах страны. Для третьей гильдии были доступны только уездные города и села.
  • Мещане, к которым относились ремесленники, работники по найму и мелкие торговцы, облагались высокими налогами, должны были предоставлять в армию рекрутов и могли наказываться телесно.
  • Крестьянство. Этот класс был самым многочисленным среди всех. Они делились на государственных, помещичьих и удельных. Крепостное право еще не было отменено, и это тормозило развитие экономики.
  • Казачество. Это особое военное сословие, имеющее свой уклад и традиции.

В XIX веке и начале XX лесопромышленники использовали специальные плавательные средства,

которые назывались беляны, для перевозки древесины в низовья Волги. На постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен, 220 еловых, 420 пудов просмолённых пеньковых канатов и до 750 пудов канатов мочальных. Каждая беляна сплавляла лес только один раз и никогда не возвращалась назад. Почему?

Беляна состояла из древесины, которую перевозила. Поэтому по прибытии в Царицын её полностью разбирали

Беляна не имела парусов, двигателя и могла двигаться только по течению, поэтому по прибытии в Царицын её затапливали

Беляны загружали другим товаром, и они уплывали в Каспийское море

В Царицыне беляны использовались как жилые дома на воде

Название

Термин «чахотка» появился в русском медицинском обиходе в XVIII веке как калька с древнегреческого слова phthisis — «увядание, иссушение»: под этим именем туберкулез описывали Гиппократ и Гален. Чахотка, скорбь чахоточ­ная — это болезнь, от которой чахнут. Также использовались термины «бугорчатка» — из-за покрывающих легкие бугорков (tuberculum); «жемчуж­ница», или «жемчужная болезнь», — из-за перламутрового цвета гноя и бугорков в запущенной стадии, и со второй половины XIX века «туберкулез».

Однако чахотка XIX века и современный туберкулез легких — не совсем одно и то же. В добактериологической медицине границы многих болезней определялись иначе, порой более широко и расплывчато, чем сейчас. «Домашний лечебник» Конрада Килиана определял чахотку как «изнурение, сопровождаемое ежедневною огневицею, кашлем и выхаркиванием гнойных или, по крайней мере, гноеобразных мокрот»  К.-Й. Килиан, П. Бутковский. Домашний лечебник. СПб., 1830.. Врачи не знали о существовании туберкулезной палочки — и считали, что катар (бронхит), золотуха (туберкулезный лимфаденит), инфлюэнца (грипп), спинная сухотка (нейросифилис), перипневмония (воспаление легких), плеврит и английская чахотка / хлороз / бледная немочь (малокровие) связаны между собой.

Чахотку могли считать обострением горячки или нервной лихорадки (Febris nervosa lenta), которая давала о себе знать припадками — резкой переменой температуры тела, учащением пульса, приливами и потливостью. Неслучайно в письмах и дневниках больных виден страх, что простуда или пневмония перейдут в чахотку. Подобно горячке диагноз «чахотка» подразумевал большой и разнообразный букет симптомов, который с трудом поддавался однозначной интерпретации.

Бедность. Картина Кристобаля Рохаса. 1886 год

Здоровая кожа и скрытое тело в Средневековье

XV век

В Средневековье в Европе красивой считалась фигура с маленькой грудью и почти полным отсутствием талии. Стандарты красоты долгое время диктовала церковь. Тело считалось футляром для души — демонстрировать привлекательность было непопулярно и даже опасно. Христианство объявляло земную красоту грехом, косметику запрещали. 

При этом интересно, что в XIV веке у женских нарядов появилось декольте: девушки открывали часть груди, плечи и шею. Не всем современникам нравилась эта мода: многие считали такие наряды греховными и порочными.

Признаком красоты была здоровая кожа — в те времена свирепствовали болезни, которые оставляли пятна на теле. Если на лице девушки не было пятен, это значило, что она ничем не болеет и может родить здоровых детей. 

В позднем Средневековье красивыми считались открытый высокий лоб и тонкие брови. Чтобы сделать лицо более открытым, девушки зачёсывали и убирали волосы под капюшон. Также они специально сдвигали линию роста волос — выщипывали волосы и брови пинцетами.

Мария Магдалина / Неизвестный художник / Wiki­me­dia Commons

В России XV века чем шикарнее была одета женщина, тем она считалась красивее. Девушки носили покрывала, сарафаны и кокошники, а также активно белились и румянились. Что касается телосложения, то красивыми считались высокие и полные женщины с овальным лицом. В те времена на Руси в женщинах ценилась главным образом их способность выносить ребёнка. 

Меланхолия декаданса

XIX век

В обществе этого периода преобладали упаднические настроения, разочарование и неверие в будущее, очарованность смертью. Причинами этого историки называют сильные потрясения, происходившие в то время в Европе и России. Например, в 1814 году завершилась Великая французская революция, которая длилась целых 25 лет. Это и другие подобные события сильно изменили менталитет человека того времени и привели к появлению нового литературного течения — романтизма, а вместе с ним декаданса. 

Декаденты воспринимали себя как элитарную, болезненно чувствительную и утончённую культурную группу. Так появился новый стандарт женской красоты: образ красивой девушки стал неотделим от меланхолии, смерти и упадка. Привлекательной считалась хрупкая женщина с бледной кожей, грустными глазами и поникшими плечами. Она была мечтательной и печальной, могла плакать, читая стихи. Это было слабое существо, не приспособленное к реалиям окружающего мира. 

Рамон Касас. «Юная декадентка» / Wiki­me­dia Commons

Девятнадцатый век стал эпохой чахотки (туберкулёза). Врачи называли причинами чахотки страсти любого рода: от неумеренности в еде и мастурбации до сидячего образа жизни. По симптомам чахотка была похожа на горячку или лихорадку, и врачи часто неправильно интерпретировали симптомы. Из-за того что болезнь видели следствием сильных чувств, она превратилась в романтический диагноз. Утомлённых и меланхоличных барышень с нездоровым румянцем считали прекрасными — даже несмотря на то, что они умирали. 

С начала Средневековья и до XIX века стандарты красоты плотно были связаны с настроениями в обществе и историческими событиями. Женщины меняли закрытые балахоны на открытые платья с корсетами, клеили и убирали мушки, подчёркивали то румянец, то бледность. 

️ Другие материалы про моду и её переменчивость

История

Вид Mycobacterium tuberculosis выделился примерно три миллиона лет назад — он ровесник ранних гоминидов. Современная туберкулезная палочка представляет собой союз нескольких ветвей-клад  Клада — группа организмов — потомков одного общего предка., возникших от общего предка, который существовал 15–20 тысяч лет назад. Туберкулез позвоночника (болезнь Потта) найден у древнеегипетских мумий, описания легочной формы содержатся в книгах Второзакония и Левит.

В средневековых захоронениях немало останков со следами костного туберкулеза и туберкулезного шейного лимфаденита. Тогда эта болезнь называлась золотухой. Причиной распространенности средневековой золотухи было сырое коровье молоко, зараженное туберкулезом крупного рогатого скота (Mycobacterium tuberculosis t. bovinus). В книге «Короли-чудотворцы» французский историк Марк Блок описывает чудесное лечение золотухи наложением рук, которое практиковали средневековые властелины, начиная с франкского короля Хлодвига.

Вся история туберкулеза делится на два периода: до и после 24 марта 1882 года, когда Роберт Кох объявил об открытии туберкулезной палочки Mycobacterium tuberculosis и это открытие было усвоено практикующими врачами. Впервые же гипотезу о том, что чахотку вызывают мельчайшие живые существа, за 160 лет до Коха выдвинул английский врач Бенджамин Мартин  B. A. Marten. New Theory of Consumptions: More Especially of a Phthisis or Consumption of the Lungs. London, 1720., но тогда научное сообщество эту мысль не поддержало. В 1897 году врач из Бостона Фрэнсис Уильямс обнаружил, что зараза в легких заметна в рентгеновских лучах — так были заложены основы рентгенографии и флюорографии. Все это стимулировало поиск специфических методов лечения: препаратами и реагентами, действующими на конкретный вид — туберкулезную палочку. До Коха в распоряжении врачей были лишь лекарственный и гигиенический методы.

1 / 3

Лечение туберкулеза легких доктором Робертом Кохом. Гравюра. Англия, XIX век Bridgeman Images / Fotodom

2 / 3

Профессор Бергман ассистирует Роберту Коху и вводит инъекцию пациентке с туберкулезом. Иллюстрация из журнала La Science illustrée. Париж, 1891 год Universal History Archive / UIG / Bridgeman Images / Fotodom

3 / 3

Этиология туберкулеза. Иллюстрация из собрания сочинений Роберта Коха. 1884 год Wikimedia Commons

Начало новой эры

Япония в начале 19 века начала меняться под постепенно возрастающим влиянием западных держав. Еще в начале 17 столетия на правительственном уровне приняли решение об ограничении международных контактов и запрете христианства с целью сохранения внутренней целостности, культуры страны. Эти запреты сохранялись в первой половине 19 столетия, но ситуация на мировой арене менялась, Японии пришло подстраиваться под новые реалии.

В Стране восходящего солнца в начале 19 столетия отметился экономический рост, обусловленный развитием мануфактур. В первые годы века действовало 90 мануфактур, к середине третьего десятилетия их стало почти 400. Развитие затронуло все сферы промышленности, производство меди, железа, добычу золота. Период сопровождался формированием прогрессивного слоя промышленной буржуазии. Переход из феодального общественного строя в буржуазный подготовила культурная политика последних веков – к началу столетия уровень образования среди населения был одним из высочайших в мире.

Отношение японцев к образованию – особенный вопрос. В Японии действовали самурайские государственные и школы для простого населения. Слушателей учили писать, читать, считать; объясняли положения конфуцианства. Государство поощряло прогрессивную образовательную систему, во многих учреждения преподавали японоведение, изучение Голландии. Важный элемент образовательной политики эпохи – кокугаку, принцип, заложенный Мотоори Норинага, и ориентированный на изучение истории родной страны, развитие японской индивидуальности.

Страна образованных людей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector