Уважаемые посетители! Наш сайт переехал на новый адрес: http://vikariatstva.ru. Через 60 секунд должна произойти автоматическая переадресация.


Викариатство новых территорий

Православный календарь








Система Orphus

Одигитриевское Благочиние.

«За веру, царя и Отечество»

На протяжении  славной своей истории Новоспасский монастырь имел  религиозное, военное и стратегическое значение. Он достопамятен по событиям отечественной истории, примечателен памятниками веры и благочестия. В этом году нас ждут две юбилейные даты, и каждый русский их с точностью назовет: 400-летие освобождения Москвы от польско-литовских интервентов, преодоление Смуты, и 200-летие освобождения столицы от французов.   И в начале XVII века, и в начале XIX столетия Новоспасский вписал свою страничку в длинный  свиток летописи нашей страны. Новоспасский был свидетелем, как  государство Московское, постепен¬но набирая силу, стало могучей Российской империей. Его камни могли рассказать о многом. Видел он и поляков, и французов, в его стенах молились и сражались.

В самом начале XVII столетия мо¬настырь успешно выдержал оса¬ду польских захватчиков. У его стен русское ополчение готовилось к окончательному освобождению столицы от польско-литовских ин¬тервентов. «У стен Новоспасского... в 1612 году, на Крутицах, князь По¬жарский и верная дружина целова¬ли крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы».
- Монахи – это воины,- говорит наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, епископ Воскресенский Савва.— В любом случае: что монах, что мирянин – все они объединены одним: словом Божиим. А слово Божие говорит нам, что нет больше того подвига, кто душу свою положит за други своя. Преподобный Сергий благословлял на ратный подвиг своих братьев.  Отправились они с дружиной святого благоверного князя Дмитрия Донского на Куликово поле. И была одержана победа.  И на это поле, по словам историка, пришли разные княжества, а ушел великий народ. И монахи Новоспасского монастыря защищали Родину.  Не ради того, чтобы убить, а ради того, чтобы  защитить свое Отечество, защитить своих соотечественников, защитить свою  веру. Жертвовали своей жизнью.  Это подвиг. Особенный. И нет различия между монахом и воином. Монах борется духовной бранью.
- А как же монахи берут в руки оружие. Разве это совместимо?
-Если говорить об Александре Пересвете и Родионе Ослябе , то они не были иереями, а были монахами.  Священнослужителям нельзя брать в руки оружие, а они были иноками, схимниками, без рукоположения в священный сан.  Но мы знаем массу примеров, когда  и священники были на службе.  Они первыми откликались на горе народное. Церковь всегда была со своим народом, особенно в трудные годины, в годины войн. Священники первыми собирали средства для разгрома врага. Это было и двести лет назад, и семьдесят лет назад. «Ваше благословение», — так обращались к полковым священникам солдаты во времена Отечественной войны. К  ее началу  в русской армии было 240 священников. Во многих полках хранились чтимые иконы, их свято берегли.  Шёл вместе с полком опалённый в боях скромный обоз с походной церковью – это значит, что солдаты не оставались без окормления и знали, что их подвиг благословляет Церковь.  Помните кадры из фильма С. Бондарчука « Война и мир», как перед решающим сражением на Бородинском поле встречали икону Божией Матери? И эти кадры были сделаны в советское время. И никто не вырезал, не спрятал на полку. Смотришь – и ведь это правда. Господь и Божия Матерь хранит наше Отечество. 240 священников – совсем немного, если представить себе, какую роль сыграл в судьбах России этот славный отряд. Они были рассредоточены  по воинским частям. Они молились о спасении душ и о победе. И победа пришла. А победа не приходит к трусам, лентяям,  слабохарактерным, несдержанным, маловерным  - победу надо заслужить, заработать, надо вымолить. И каждый был на своем посту. А французов победили не только на полях сражения, их духом взяли. Казалось, русские оставили французам Москву, богатейший город. Но и здесь те не смогли найти пропитания. Они погрязли в мародерстве, грабежах.  Случилось страшное – разложение армии. А русские  жгли хлеб, деревни, не жалели ничего, только бы врагу не досталось. И на защиту Отечества становились и стар, и млад, и дворяне, и крестьяне,  и священники… И жили единым духом, единым желанием… Вы спрашиваете о служении духовенства во время воин? А разве монахи Новоспасского монастыря, оставшиеся в Москве, - а все они были великовозрастные люди – не стояли насмерть, отстаивая монастырское имущество, святые алтари? Как могли, противостояли. О подвиге священника Сорокомученической церкви Петра Вельяминова вообще мало кому известно. Этот храм, с посвящением престола в честь 40 мучеников, –единственный в Москве, находится  напротив Новоспасского монастыря. Вся жизнь батюшки была в церкви. Когда после эпидемии приход хотели ликвидировать, он отстоял его. К приходу французов ему было 66 лет. По тем временам – глубокий старик. В первый же день оккупации он спрятал всё самое ценное – старинные кресты со святыми мощами, утварь… Всё, что осталось в храме, иноземцы распотрошили, разворовали, не боясь Бога. Отца Петра схватили. Унижения он принял стоически, с тихой молитвой. Его истязали, требовали выдать ценности. Лязгали сабли, штыки… Его ударили штыком. Он упал у стен храма в луже крови, но оставался еще жив. Только ранним утром французский офицер прострелил  ему голову. Похоронили о. Петра в Новоспасском монастыре: в спешке, без отпевания.  Иноземцы трижды раскапывали его могилу — им всё сокровища мерещились и, увидев свежую землю, они думали, наверное, что здесь зарыли клад. Алчность полностью овладела душами завоевателей. Только в декабре, после изгнания французов из России, отца Петра отпели. Его тело к тому времени пролежало в земле, без гроба, более трёх месяцев, но оставалось нетленным. Я считаю, что о таких примерах стойкости и мужества надо рассказывать на уроках истории и на уроках по Основам православной культуры. Потому что эта стойкость народа  вырабатывалась его верой.  И таких эпизодов огромное количество. Мы очень о многом не знаем и не интересуемся.
- А как надо относиться к врагам?
- Знаете, русский человек всегда был особенным. И остается таковым. Особенность его заключается в вере православной. А православие – это вера любви. А любовь означает и всепрощение. Французы, которые были побеждены,  не потерпели геноцида.  Россия не стала мстить Франции, не растоптала покорённую страну.  Да и задача воинов не заключалась в этом:  унизить, заставить роптать, уничтожить.  Задача заключалась в том, чтобы воспитать чувство уважения к Руси, к русскому воину, к русскому человеку. Но и французы все-таки получили некий урок. Может быть, по нашим современным меркам, он покажется недостаточным. Мы не можем судить, поскольку мы не являлись современниками этих событий. Но, скорее всего, французы в то время поняли, что, как сказал святой благоверный князь Александр Невский: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Со времен Александра Невского все враги Руси знали это. И этому их учил русский православный народ. Задача русского воина – защитить свое Отечество, защитить свой народ и оградить государство от нападения извне, а не унижать своих врагов, потому что Господь говорил же : «Какая Вам награда за то, что вы любящих Вас любите, а ненавидящих Вас ненавидите». Возлюбите своих врагов. Русский воин всегда был воспитан в этих христианских евангельских идеалах. Совсем недавно я совершал по благословению Святейшего Патриарха командировку в Словению в местечко Вршич. Это в Альпах, где 10 тысяч русских военнопленных строили так называемую Русскую дорогу в 1916 году. И 8 марта, в среду Первой седмицы Великого поста, огромная лавина сошла на этих солдат, и 90 человек были погребены под снегом. Но меня удивил тот момент, что, несмотря на тяжелый, каторжный труд военнопленных, они все-таки нашли время поставить часовню, дабы в ней молиться Богу. Это говорит о том, что наш русский народ в любых обстоятельствах своей жизни, даже в этом жестоком плену, не забывал о Боге. И в свободное время, уставшие, они строили эту часовню, дабы там иметь возможность молиться, благодарить Бога и просить помощи в их нелегких жизненных испытаниях. Я думаю, у нас в России и сейчас много нелегких обстоятельств. И все они  пытаются веру Христову в сердцах людей заглушить, пытаются всякими различными способами, но я верю, что русский народ останется верен  своей вере православной, вере в Бога, в Господа нашего Иисуса Христа.
- Мы знаем, что в решающие дни испытаний, перед сражениями, русские люди, например, ополчения князя Дмитрия Пожарского в 1612 году, накладывали на себя пост, усиливали молитвенное правило. Казалось бы, силы физические теряются, но… Как Вы можете это объяснить?
- Победа не зависит от физических сил. Всегда русские воины побеждали духом. Они знали,  за что сражаются: и в 1612, и в 1812 годах. Любая нация всегда ценна тем, что у нее есть какая-то идея, за которую они готовы пожертвовать всем, что у них есть, в том числе и жизнью. И во времена князя Дмитрия Пожарского, и в наше время, идеей этой является крепкая вера в Бога. И потому как люди богобоязненные, люди, которые неравнодушны были к судьбе России, они готовы были предпринять и пост для того, чтобы Господь благословил их на ратный подвиг, чтобы самоутвердиться в этой идее освобождения Руси от иноверцев, от иноплеменников. И если бы не было этой идеи, то и князь Дмитрий Пожарский не одержал бы победы, и Наполеона бы мы не побили.  Ведь всем известна была эта триада: « За веру, царя и Отечество». Вера – в этом триптихе на первом месте. Царь  здесь предстает как помазанник Божий. В наше время только не известно, за какую идею мы боремся, какая идея может сплотить  наш народ, в чем его единство. Но думаю, что уж не в толерантности и всевозможных свободах…



Юго-Восточное Викариатство

Православие и мир Общецерковная аспирантура телеканал Союз Милосердие.ру Петропавловское благочиние Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Влахерское благочиние

Финансово-хозяйственное управление МП

Московская (городская) епархия

Центр образования священников при Новоспасском монастыре