Уважаемые посетители! Наш сайт переехал на новый адрес: http://vikariatstva.ru. Через 60 секунд должна произойти автоматическая переадресация.


Викариатство новых территорий

Православный календарь








Система Orphus

Одигитриевское Благочиние.

Моно – значит один

 О том, что такое монашество, кто такие монахи, почему они сознательно выбирают то, чего обычные люди стараются избежать, мы беседуем с наместником Новоспасского мужского монастыря в Москве епископом Воскресенским Саввой.

 

Кто такие монахи? Вот, монах -  от «моно» – один, - однако известно, что в монастыре он живет не один. Монахи живут все вместе. Почему?

 «Моно» - это тот человек, который один, в смысле без семьи, он дал обет безбрачия, целомудрия и не имеет никаких обязанностей в отношении к другому человеку, то есть к супругу, и отвечает только сам за себя. Супруги – «сопряжены», соединены вместе, а монах - один.

 

А почему, когда приходят в монастырь, то  живут сначала вместе, и лишь потом живут уже отдельно? Всё-таки монахам хочется жить по одному?

Есть некие степени в монашестве. Есть степень «трудника», который приходит в монастырь просто пожить, потрудится и присмотреться.  Естественно, этих трудников бывает много, они живут вместе. Потом те, кто захотел остаться в монастыре уже на более длительный срок, становятся послушниками, их может быть меньше в келье, по несколько человек.

 

Это потому что места нет?

У разных монастырей разные возможности. Может быть, места нет в келье, а может, что и кельи нет. А есть монастыри, где своя келья и у каждого послушника, и у каждого трудника. Но в общежительном монастыре обычно у каждого собрата есть своя небольшая келья, где он совершает свое келейное правило, где он молится, где он может своим рукоделием заниматься. Но, общежительный монастырь, чем и отличается, что все монахи всегда вместе находятся на общественных послушаниях, вместе на трапезе, вместе на богослужении.

 

Владыка, лично Вам вопрос. Вы епископ, Вы практически ежедневно совершаете богослужения на различных приходах. Плюс руководство и  монастырем, и множеством приходов Вашего благочиния, всевозможные организационные вопросы, заседания. Со стороны совершенно не похоже, что вы ведете уединенную, сосредоточенно-молитвенную жизнь. При этом Вы монах, ведь епископом может быть только монах. Как вам это удается?

Сочетание монашества и административного руководства? Монашествующие, условно говоря, разделяются на два вида: есть монашеская участь, так сказать, созерцательная. Такой монах занимается, в основном, молитвой, в келье и за богослужением в храме, старается быть один и выполняет послушание. А есть у нас деятельные монашествующие, которые вместе с молитвой занимаются административно-хозяйственной деятельностью. Те, у которых есть к этому способность. То есть, это тоже своего рода послушание и подвиг. И знаете, деятельные и созерцательные – они друг друга дополняют. Например, деятельный может обеспечит созерцательного всем тем самым необходимым, что нужно для его жизни. Но и для деятельного монаха молитва и богослужение остается главным. А тот созерцательный молится за этого человека, просит: «Господи, сделай так, чтобы всё у него получилось, чтобы нашлись кирпичи, кто-то пожертвовал цемент, дал средства какие-то, помоги ему преодолеть возможные искушения». Но не тот и не другой не освобождаются от ответственности пред Богом, все они находятся в одинаковом положении, есть и правила молитвенные, и всё остальное.

 

Почему, вообще, в наше время молодые люди выбирают монашество? Бытует такое представление, что в монастырь сейчас идут либо неудачники -  люди, которые не смогли себя реализовать в этой жизни, либо от несчастной любви, либо фанатики. Даже реклама одного из видов сладостей на эту тему держится уже второе десятилетие.

Я считаю, что это, в общем-то, ложь и неправда. Ни один нормальный настоятель человека по неудавшейся любви в братию не примет. Почему? Потому что придет снова тот момент, когда человеку захочется жениться. И, конечно, неудачная любовь не является причиной для  того, чтобы пойти в монастырь. Причиной, по которой человека берут в монастырь – является желание посвятить свою жизнь без остатка Богу и молитве, остаться в монастыре и находиться здесь. Не из-за того, что он не реализовал себя как-то в мирской жизни, не из-за того, что у него неудачная любовь, а из-за того, что он реально понимает и чувствует желание и необходимость быть ближе к Богу, Которого любит, служить Ему. Когда он сначала от других, а потом и сам на своем собственном опыте понимает, что путь монаха – это путь к Богу. А отсюда и обеты послушания, целомудрия и нестяжания, как способ и путь приближения к Творцу.

 

То есть, не бывает таких ситуаций, когда в монастырь приходят молодые люди из-за неудавшейся любви?

Да даже если он и придёт, пускай побудет в монастыре, посмотрит. Его страсти утихнут, и он поймет: не моё это, пойду вторую зазнобу искать.

 

Владыка, вот смотрите, молодой человек 16 лет, откуда у него появляется желание жить в монастыре?

Понимаете, эта мысль и чувство, они возникает не сиюминутно, не сиюсекундно, они возникают в процессе жизни. Как это происходит? Как это у меня было. Я уже не помню сколько мне было лет, но я в школе еще учился. У меня желание появилось после того, как в 90-е годы у меня появился Православно-Афонский календарь, который издает Афонское Подворье города Москвы. И там было много написано об Афоне. Этот календарь появился случайно на нашем сельском приходе, для нас это было диковиной. Тут же мы его - все ребята - и купили. В нем рассказывалось про подвижников, про обычаи, про устав, как люди жили и живут, и возникло желание поехать на Афон. Я начал читать монашескую литературу. Понравилось. Потом появилось желание в семинарию поступить. Потом, находясь в Троице-Сергиевой Лавре, я видел как братия живёт в монастыре, какие кто несёт послушания, естественно, видишь все плюсы и минусы того монашеского жития, что там и как.

Человек, обучающийся в семинарии, за краткий промежуток времени, примерно за 4 года, определяет себя, как ему быть. Станет он монахом или женится. Для меня мое желание было подкреплено благословением, и я принял монашеский постриг.

 

Простите за нескромный вопрос, а не приходилось ли Вам жалеть о сделанном выборе?

Еще ни разу не пожалел в своей небольшой жизни, по крайней мере, Господь меня от этого искушения сожаления мирской жизни избавляет. Мне монашеская жизнь нравится, потому что, смысл моей жизни в ней. Так что, все, кто приходит в монастырь сюда, все они не сиюминутно написали прошение и их зачислили. Это долгий процесс. Некоторые по 8 лет определялись, некоторые по 3 года, но каждый, прежде чем вступить в монастырскую братию, сначала поживет, посмотрит. Понравилось? Ладно! Еще поживи. Потом послушником побудь, потом иноком стань. То есть, у человека есть возможность за несколько лет определиться. Некоторые поживут месяц, и всё, - понимают, что им не подходит. И уходят. И здесь я не вижу ничего страшного. Это нормальное явление, когда человек понимает: его это или не его. У каждого право выбора, у каждого свобода, которую не нарушал сам Господь Иисус Христос.

 

Владыка, а в наше время бывают затворники или молчальники?

Да, думаю, есть такие. В основном, в сельских монастырях. У нас в обители нет молчальников, разве что у кого горло заболит. А отшельники? Мы все, в общем, отшельники, отгородились стеной, дали понять, что мы иные, хотим всю свою жизнь Богу посвятить. Но подвиг отшельничества актуален и в наши дни, и есть те, кто его несет. Но они не хотят выделиться и быть известными, на то и отшельники.

 

Таких много?

Я не могу сказать, потому что не уполномочен дать такую оценку. Но я думаю, что любой человек должен иметь какую-то личную область, в которую никто не должен проникать.  Человек может быть отшельником и в миру, и в монастыре, в каком плане? Дело не в том, что он ни с кем не встречается и не общается, а просто у него такое состояние души, что он действительно имеет общение только с Богом и с самим собой. Таких можно отшельниками назвать. Я считаю, что Вы неправильно ставите вопрос о том, что монахи – одинокие люди, и их удел – одиночество. Мы никогда одинокими не бываем. Потому что мы с Богом живем.

 

 А в чем это выражается? Откуда монах знает, что он не один? По ощущениям или это проявляется в каких-то совершенно реальных вещах?

Вопрос не понятен. Может быть , его опустить.

Хочу Вам сказать, что наши монастыри – общежительные.  Ты изначально не один. Тебя окружают собратья.  И как преподобный Сергий Радонежский ни искал одиночество, все равно, узнав о подвижнике, стала собираться братия, строится монастырь. Так возникла Троице-Сергиева Лавра. Так были устроены сотни монастырей в нашем Отечестве. Поэтому даже затворяясь от мира, ты все равно с миром, потому что мы не можем отгородиться и молиться. Надо служить Богу и людям. В каждом человеке мы видим подобие Божие. И каждому нужна помощь, молитвенная поддержка. И монастыри создаются и для тех, кто приходит сюда в эти святые стены, посвятить свою жизнь Богу , но и прежде всего для тех, кто, переступая порог обители, находит смысл своей жизни. Он иначе начинает измерять свою жизнь, свои поступки. И я думаю, главное, люди должны обрести Бога и жить с Ним. А с Ним  можно ли быть одиноким?    Людей влечет праведная жизнь, высокие идеалы. И монастырь, точнее , кто здесь пребывает, кто несет свой подвиг, должен указать, научить, не отринуть каждого пришедшего. Иногда нашим новоспасским священникам нужно исповедовать ни одну сотню человек. О каком одиночестве можно говорить… Господь приводит в обитель каждого человека. И Гоподь никого не может оставить. И Его помощь, заступничество ты всегда чувствуешь, также как и заступничество и предстательство Божией Матери и всех святых Богу угодивших…  Существует невидимая связь мира и монашества. Она особо становится   очевидной, явной,  когда приходит  беда. Это может быть в масштабах страны, или в семье. Именно монахи явили образцы и святости, и патриотизма в самые критические моменты отечественной  истории. Так, преподобный Сергий Радонежский благословлял на Куликовскую битву Дмитрия Донского,  такое же благословение князю Пожарскому преподнес преподобный Иринах Затворник,  а Троице-Сергиева Лавра стала для русского народа главным центром сопротивления полякам в Смутное время. Так и у человека случается несчастье,  и идти ему некуда и бредет он в монастырь. Потому что здесь надежда, здесь его хотя бы выслушают. А как это важно уметь выслушать. Ведь все сейчас в этом мире брошены. И одиночество люди чаще ощущают в мире, они никому не нужны. А в монастыре ведь не так…

 

 

Понятно, что монах не может жениться. Но ведь мама, папа, бабушка, дедушка, братья-сестры у него есть? С ними он может общаться?

Конечно.

 

Скажите, владыка, какие есть запреты для  монахов?

 

Запретов три, согласно обетам. Про безбрачие мы уже поговорили, второе – это послушание, и  третье - монах не должен иметь никакого личного имущества.

 

А можно про имущество? Монах имеет собственность, деньги?

Не должен иметь.

 

А если он захочет купить свечки. У него же деньги должны быть. Ему выдают эти деньги? Или носки? Их ему со склада выдают, как в армии?

Неужели эти бытовые вопросы Вас интересуют?

 

Конечно, интересно.

Все, что у монаха есть – это является собственностью монастыря. Монастырь может существовать и 1000 лет и 300 лет, и после смерти монаха  это всё остается в монастыре. Естественно, монастырь берёт на себя обязанность содержать монаха, он ему покупает: носки, нижнее белье, штаны, шьет подрясники, дает ему монашескую одежду: клобуки, рясы, мантии, чётки. Если человек поехал в паломническую поездку, дает ему деньги на дорогу, чтобы он съездил и, если надо, на какие-то расходы, и чтобы он и свечки поставил. Всё находится. Но этот человек – вольный узник. Он должен быть в монастыре всегда. Впрочем, допускаются лечебные отпуска или паломничества.

 

А в пище какие ограничения у монахов?

А это всё зависит от того, по какому уставу живёт монастырь. Есть строгий устав, где еда более строгая. Есть монастыри по ограничению средние, как у нас, где братия никогда не вкушает мяса.

 

Что значит строгий устав и устав средней строгости? Чем еще кроме еды они могут отличаться?

....

 Кроме еды… Почему всех интересует еда? «Вы соль земли»- так сказал Господь. …  Например, все монастыри, отличаются архитектурой. Вы не замечали? Есть устав монастырский. А степень строгости определяется отдельно в каждой обители.?

 Господь каждого из нас создал разными, не похожими друг на друга. У нас разная внешность, характеры. Так и монастыри. Они разные. Некоторым более тысячи лет, другие возникли десять лет назад. Насельниками являются разные  люди. У каждого свой характер, привычки, наклонности,  разный жизненный опыт. Разное расписание богослужений, наконец, в каждой обители . Я имею ввиду время, где-то ЧИТАЮТ акафисты, ГДЕ-ТО  НЕУСЫПАЕМУЮ ПСАЛТИРЬ… .  Но все мы приходим в обитель для спасения, служа Богу и людям. И в этих святых местах совершается молитва за  весь мир, в каждом монастыре будь там около тысячи насельников или один!  «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

 

Владыка, может быть, какие-то важные вопросы мы не затронули здесь? Может быть, Вы хотите еще нам что-то сказать про монашество?

Мне, конечно, хотелось бы, чтобы тех людей, которые хотят стать монашествующими, было больше. Но вместе с тем, чтобы люди более ответственно отнеслись к выбору жизненного пути. И тем, кто хотел бы поступить в монастырь, мне хотелось бы пожелать  руководствоваться, может быть, не какими-то горделивыми помыслами о том, что вот я выделюсь из своей среды обитания и стану каким-то особым человеком. А пониманием своего недостоинства, смирения. Чтобы приехали, посмотрели, изучили, а потом решили бы для себя: понесут ли этот подвиг? Потому что не монашеские одежды украшают человека, а наоборот, наверное, человек красит этот образ своим подвигом, своими мыслями, своим желанием служить Богу.  

 



Юго-Восточное Викариатство

Православие и мир Общецерковная аспирантура телеканал Союз Милосердие.ру Петропавловское благочиние Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Влахерское благочиние

Финансово-хозяйственное управление МП

Московская (городская) епархия

Центр образования священников при Новоспасском монастыре